Что объединяет ведущую отечественную компанию в области атомной энергетики, одного из крупнейших в мире производителей кофе и кофемашин и проект главной IT-компании в России?
Суть явления можно сформулировать тремя фразами:
- Использование методологии, помогающей понять потребности клиента, которые даже он, возможно, не понимает.
- Использование полученного знания в новых сервисных решениях.
- Генерация и применение уникальных идей для создания комфортного решения или продукта
Кофе-машина
3 года назад компания, производившая кофе и кофемашины, выпустила на рынок новый продукт. Логика его создания была направлена на решение проблем потенциального покупателя. Кофемашина — это удобно. Вы просыпаетесь утром и, нажимая на одну кнопку, получаете чашку напитка, отрывающего ото сна и возвращающего вас в реальность.
Это — идеальная картина. В действительности, помимо заветного нажатия кнопки дома или в офисе, вас ждет периодическая чистка поддона, засыпание зерен, доливание воды и громкий шум. Нельзя забывать, что зерна нужно еще выбрать в магазине, где-то хранить и т.д.
Идея нового продукта была направлена на решение проблемы пользователя: кофемашина заправляется капсулами, чтобы минимизировать отходы и не ставить человека перед необходимостью выбора зерен. После было решено сделать ее компактной, чтобы решить проблему чрезмерно занимаемого пространства дома. Туда же добавилась идея 19 цветовых схем, позволяющая вписать машину в разнообразные интерьеры.
Этот продукт получил несколько крупных премий, а для его реализации потребовались совместные действия множества функций — от инженеров до дизайнеров. Идея кажется простой, но требуется специфическая перспектива чтобы понять, что механизму машины чего-то не хватает.
Атомная энергетика
Как повысить производительность труда и инициировать масштабные изменения в отрасли?
Ведущая российская компания в области атомной энергетики решает эту проблему с помощью проекта по дизайну рабочего пространства. Подход также казался простым, так как для достижение цели было решено разобраться с потребностями сотрудников.
Исследование внутри компании показало, что причина большинства проблем кроется в рабочей обстановке. 60% сотрудников чувствуют себя некомфортно на рабочем месте из-за отсутствия личного пространства, систем хранения, зон для коммуникации
в малых группах, зон для неформального общения. Туда же добавилось недостаточное освещение, большие территории объектов и отсутствие айдентики.
Новый дизайн рабочего пространства, статистически повысил эффективность рабочего процесса на 36%. Решение отразилось на повышении кросс-функционального взаимодействия, привлечении молодых сотрудников и иных показателях.
IT-индустрия
Третий пример касается неожиданно вырвавшегося на первое место сегрегатора авиабилетов. Проект продюсировала крупнейшая российская IT-компания и изначальная идея не отличалась от уже существующих аналогов.
Решение было найдено с помощью команды программистов, которые использовали наиболее популярные сегрегаторы при планировании отпусков. Их раздражало отсутствие возможности посмотреть цены на билеты не в конкретный город, а в страну в целом (или динамику цен на билеты за конкретный период). Оказалось, что чаще всего, люди не знают, куда именно поедут в отпуск и необходимость самостоятельно вбивать в поиск города, приходящие в голову, действительно была плохим решением.
Благодаря развитию идеи новый проект сфокусировался на статистическом анализе: помимо динамики цен по разным направлениям, возможности выбора гибких временных рамок, он объединял в группы близлежащие аэропорты, предсказывал ценовые изменения. Финалом стала кнопка: “Везде”, которая запускала поиск билетов по всем возможным направлениям из выбранной точки.
Перед вами три примера применения дизайн-мышления. Оно, говоря просто, представляет собой технологию выработки решений за счет анализа и понимания потребностей клиента. Такие потребности могут клиентом не осознаваться, а их решение зависит от правильного использования креативного мышления. Подход дизайн-мышления работает не только с внешним клиентом и конкретным товаром. Пример адаптации рабочего пространства показывает, как в роли “клиента” могут выступать сотрудники своей же компании. Таким же образом, целью изменения может быть не конкретный материальный продукт, а функция или услуга.
Креативное мышление — технология, которая состоит не из вдохновения, а из умения использовать специальные аналитические инструменты и методологию. Как элемент более широкой программы, оно — один из доступных и последовательных методов изобретения инновационных решений.
Что входит в обучение дизайн-мышлению?
Наша программа, посвященная дизайн-мышлению, направлена на выстраивание практических навыков. Изучение методологии дополняется несколькими подходами для создания целостного практического опыта:
- Визуальный мозговой штурм.
Необходим для обнаружения максимального количества областей для поиска решения, визуализации проблемы.
- Проблема-наоборот.
Используется для нарушения стереотипического мышления. Провоцирует на выход за границы привычных решений.
- Синектика: прямые и обратные аналогии.
Необходимы для поиска новых идей в далеких от решаемой задачи областях, а также переносе аналогий на практику.
- Триггеры, морфологический анализ, SCAMPER
Полезен для создания полей ассоциаций по проблеме. Провоцирует спонтанное ассоциативное мышление и уход от стереотипов при выборе решения.
Наша программа по дизайн-мышлению направлена на практическое применение. Поясняя базовые теоретические аспекты, мы стремимся дать участникам конкретные инструменты и алгоритмы. С их помощью сотрудники смогут анализировать опыт внутреннего и внешнего клиента, генерировать и тестировать контрастные идеи для проектов и подготовки к внедрению.
Помните, что главный девиз дизайн-мышления: “Хорошо — это недостаточно хорошо!” А значит, нет такого продукта, который нельзя бы было улучшить.
Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».
На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».