Кто не оказывался в ситуации, когда даже мысль о работе навевает уныние, не хочется ничего делать, а будни становятся серыми и похожими один на другой?
Симптомы такого состояния: Снижение ощущаемого качества жизни (Watten, Syversen and Myhrer, 1995), Низкая удовлетворенность работой (Caplan, Cobb, French, van Harrison and Pinneau, 1975; Gardell, 1971, Снижение производительности (Mackworth, 1969; O’Hanlon, 1981; Thackray, Bailey and Touchstone, 1977; Tickner and Poulton, 1973) и другие. Если вы узнали себя, есть хорошая новость: существуют конкретные способы справиться со скукой, унынием и профессиональным выгоранием!
«Существует конкретный способ справиться с унынием и скукой, чтобы жить насыщенной жизнью»
Чтобы разобраться в явлении скуки и понять, как с ней бороться, нужно сформулировать определение качественного и счастливого образа жизни. Счастью нельзя дать универсальное определение, но есть несколько наиболее традиционных концепций достижения оного, одна из которых – гедонизм, получение сиюминутных удовольствий как цель жизни. Выглядит заманчиво, но мы обратимся к более осмысленному варианту — счастью в более высоком смысле, связанному с самореализацией. Оно по определению близко к понятию психологического здоровья человека и состоит из: позитивного представления о себе, уверенности, разумного доверия к окружающему миру, наличие жизненной цели и самосовершенствования.
У темы счастья есть еще одна, практическая, сторона. Для некоторых видов деятельности счастье и качество жизни человека – насущные требования, а не туманные мечты. Последние научные исследования подтверждают, что только получая определенный жизненный опыт хорош для творческой работы и нестандартного мышления. Это подтверждают последние научные исследования
«Все прекрасно!» — скажет читатель – «Но что мне теперь делать с этой информацией?»
Ответ таков: существует практический список характеристик «хорошего» жизненного опыта, который поможет жить насыщенной и творческой жизнью. Его в свое время сформулировали Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов.
Для победы над скукой жизненный опыт должен обладать рядом характеристик
Самостоятельность и осознанность.
Для развития творческих способностей человеку требуется определенный уровень дофамина — одного из так называемых «гормонов счастья», отвечающего за обучение и предвкушение удовольствия. Так называемое состояние творческого потока может проявиться только при определенном состоянии: активации коры головного мозга, которая невозможна без выработки дофамина. Пойдем более простым путем – от обратного. Чтобы понять, как быть креативным и счастливым, нужно понять, что такое скука и как с ней совладать.
Феномен скуки –хорошо исследован в научной литературе. Интересно, как меняется тон исследований, начиная с 1950-х годов. В ранних исследованиях скука – реакция на среду с низкими или предсказуемыми изменениями (Smith, 1955). Поздние говорят о том, что уровень воспринимаемой стимуляции не равен напрямую «объективным» характеристикам (интесивность, изменчивость, новизна), но зависит от качеств воспринимающего. (Fischer, 1993). Частое состоянии скуки формирует что-то похожее на фильтр восприятия. Склонные к скуке люди часто испытывают это чувство в ситуациях, которые другие находят интересными и захватывающими. (Elpidorou, 2014)
Люди, с трудом «присваивающие» ситуации охвачены скукой и унынием. Только в том случае, когда вы считаете событие важным для вашего жизненного опыта, «своим», существующие в нем стимулы начинают вас насыщать. Именно поэтому первой характеристикой «хорошего» жизненного опыта является самостоятельность.
Скука – результат внутреннего отношения человека к ситуации и миру вокруг
Предлагаю человеку, решившему изменить это состояние, осознанно делать выбор быть в ситуации. Чаще спрашивайте себя: «что для меня интересно здесь и сейчас? Как я хочу прожить это мгновение?». В какой бы ситуации вы не находились, следует работать над тем, чтобы ее «присвоить». Представьте, человек стоит в длинной очереди к банкомату. Конечно, он может страдать из-за сложившейся ситуации, усиленно сверля взглядом часы, но куда лучше бы было принять ситуацию и подумать, о том, как он мог бы улучшить свой следующий поход к банкомату. Или позвонить родным. Каждая ситуация нашей жизни – микро-выбор, и только от человека зависит то, как она будет оценена.
Умения находиться в потоке опыта, управлять своим фокусом внимания проявлять волю – непосредственно связаны с осознанностью.
«Присваивая» себе все больше и больше ситуаций, вы сможете постепенно сделать жизнь насыщенной.
Динамичность
Важная характеристика насыщенного жизненного опыта – динамичность. Есть такое генетическое отклонение – синестезия. Синестеты – люди, у которых смешаны каналы восприятия информации. Они слышат запахи, чувствуют вкус изображения. Набоков, например, видел цвет каждой буквы. Среди гениев-синестетов: Римский-Корсаков, Лист, Фейнман, Витгенштейн. Дело в том, что восприятие явления в смешанных каналах информации активирует новые участки нашего мозга и делает жизненный опыт более цельным и качественным.
Достаточно поинтересоваться, сколько чувств у человека, чтобы понять, что большую часть из них мы не используем сознательно почти никогда.
Для улучшения жизненного опыта нужно планировать новый сенсорный опыт. Подумайте, каким образом вы реже всего воспринимаете окружающий мир?
Разнообразие
Насыщенный жизненный опыт должен постоянно меняться и тому есть научное обоснование.
Чем более предсказуемой становится жизнь, тем больше снижается выработка дофамина (того самого гормона обучения и предвкушения удовольствия).
У такого снижения есть ощутимый химический эффект, который играет не последнюю роль в том, что называют унынием, депрессией и прочими близкими им состояниями.
Дофамин активно выделяется, когда в жизни есть предвкушение приятного. Если же жизнь предсказуема и монотонна, то и выработка вещества постепенно сходит на нет. Чтобы поддерживать ее нам необходимо разнообразие. Начать можно с малого: ходить на работу новой дорогой, изменить небольшие привычки, отказаться о того, что делаете изо дня в день уже много лет.
Структурированность
Последние две характеристики просты в объяснении, но отнюдь не в реализации. Осознанность – это стремление целенаправленно фокусироваться на новом опыте, управлять своим вниманием в момент его получения. Помните историю про очередь перед банкоматом? Это пример получения осознанного опыта в бытовой, казалось бы, ситуации.
Структурированность подразумевает, планирование своего опыта, новых событий и впечатлений. Например:
Выберите виды деятельности, которые чем-то похожи на вашу. Попробуйте получить в них опыт. Например, управленческая работа похожа на политику, журналистику, тренировки, соревнования и т.д. Задайте себе вопрос: какой опыт в этих областях поможет мне? Как мне его получить?
Подводя итоги,
- Избегайте ситуаций, которые вы считаете навязанными, чужими. Осознав, что вы все-таки находитесь в такой ситуации, фокусируйте внимание на том, что все-таки может быть интересным
- Планируйте получение нового сенсорного опыта. Задействуйте как можно больше чувств одновременно.
- Сознательно уходите от привычных действий, маршрутов, алгоритмов.
- Ищите новый опыт в смежных областях. Имейте список таких областей и будьте последовательны.
В насыщении жизни, как и во многих делах, важно – начать. Использование рекомендаций поможет получить первые результаты. Потом важно проявлять терпение и не останавливаться на полпути! Удачи!
Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».
На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».