Позитивные стороны сотрудничества
Одна из причин заинтересованности в кросс-функциональном (КФ) сотрудничестве — его корреляция с лучшими бизнес-результатами:
- В 8 раз увеличивается средняя годовая прибыль компании по мере увеличения кросс-функционального сотрудничества;
- 88% компаний с прибылью выше среднего по рынку высоко оценивают свой уровень КФ сотрудничества, среди компаний со средней по рынку прибылью таких уже только 54%;
- 0,48 — корреляция между уровнем КФ интеграции и скоростью разработки новых продуктов.
Чем больше сотрудничества, тем лучше для компании?
Изучая плюсы сотрудничества, можно сделать вывод, что количество людей, которые сотрудничают, напрямую связано с успехом компании. Здесь не все так однозначно, на самом деле, сотрудничество очень затратно. Мортен Хансен предложил удобную формулу подсчета того, насколько сотрудничество выгодно: нужно из прогнозируемого дохода (предполагаемого дохода после запуска продукта) вычесть альтернативную стоимость (затраты на воплощение продукта, если бы сотрудничество отсутствовало, и все сотрудники работали бы автономно) и вычесть стоимость сотрудничества (затраты на обмен тестовыми продуктами, командировки, деловые встречи и прочие шаги для построения сотрудничества). После этих шагов вы получаете подсчет премии за сотрудничество, и в некоторых компаниях он бывает отрицательный. Это означает, что не всегда компании нуждаются в сотрудничестве, внимательно считайте затраты.
Риски и проблемы при совместной разработке продукта:
- Сотрудники разных компаний отмечают риски сотрудничества:
- Утечка информации;
- Потеря контроля / ресурсов;
- Увеличение времени разработки;
- Разные цели и задачи приведут к конфликтам;
- Другой участник «выскочит» / станет меньше предан идее;
- Соавторы могут стать конкурентами;
- Повышенные затраты на разработку;
- Сотрудничество продолжается после того, как коммерческая выгода ушла;
- Продукты становятся слишком специфичными для решения проблем широких групп клиентов.
7 элементов стратегии сотрудничества
Сотрудничество имеет много сложностей. Как справиться с трудностями? Существует 7 элементов стратегии сотрудничества, не стоит путать это с алгоритмом. Разберем каждый из них.
7 элементов стратегии сотрудничества:
- Признание единства целей. Часто сотрудники интересуются не общей целью, а своим планом действий, своими KPI, для плодотворного сотрудничества нужно как можно чаще возвращаться к общей цели всей компании;
- Создание полного и прозрачного информационного поля, обмен информацией. Разные подразделения могут вообще не понимать, чем занимаются другие. Более того, одни могут даже не догадываться, что своими действиями вредят другим. Все дело в том, что информация не раскрыта в полной мере;
- Создание и поддержание доверия — один из основных элементов сотрудничества;
- Понимание и учет интересов и потребностей других департаментов. Дайте точное понимание того, в чем заинтересована ваша функция/ отдел, и узнайте запросы других;
- Поиск проблемных точек — основывается на доверии, значительно улучшает процесс сотрудничества;
- Конструктивный анализ проблемных точек и готовность увидеть ситуацию глазами других департаментов. Люди будут более заинтересованы в сотрудничестве, если будут видеть, что вы хотите понять их и исправить ошибки вместе;
- Совместный поиск решений и достижение точных и взаимоприемлемых договоренностей. С самого начала договаривайтесь ясно и понятно для избегания конфликтов. Если вдруг что-то пошло не так, можно будет вернуться к заранее оговоренным договоренностям.
Вопросы, которые помогают посмотреть на элементы сотрудничества в конструктивном ключе:
1. Признание единства целей
- Что Вы можете сделать, чтобы обеспечить принятие единства целей?
2. Создание полного и прозрачного информационного поля, обмен информацией
- Как прояснить понимание задач и процессов друг у друга?
- Какую информацию, раскрывающую общий взгляд на ситуацию, вы можете дать инициативно?
3. Создание и поддержание доверия
- Что Вы можете сделать, чтобы люди больше доверяли друг другу?
4. Понимание и учет интересов и потребностей других департаментов
- Как вы будете прояснять интересы смежных подразделений?
- Каким образом будете создавать у других установку на то, что стоит прояснять потребности и интересы других команд?
5. Поиск проблемных точек
- О чем стоит поговорить с членами вашей команды, чтобы они почувствовали себя более безопасно, меньше тревожились и с большими легкостью и конструктивом обсуждали проблемные точки с коллегами?
6. Конструктивный анализ проблемных точек и готовность увидеть ситуацию глазами других департаментов
- Что вы еще можете сделать, чтобы формировать у своих коллег и контрагентов переживание: «С нами все хорошо и относительно безопасно»?
7. Совместный поиск решений и достижение точных и взаимоприемлемых договоренностей
- Как вы можете обеспечить процедурную справедливость?
На наших корпоративных тренингах мы на реальных примерах разбираем тему сотрудничества и даем понятные инструменты для того, чтобы улучшить совместную работу разных подразделений.
Наладить взаимодействие между отделами мы помогаем на тренинге «Кросс-функциональное взаимодействие», а превратить коллектив в единую команду вы сможете на тренинге «Эффективная работа в команде», интеллектуальном тимбилдинге или с помощью бизнес-симуляции «Лидер рынка»!
Все программы Института Тренинга по развитию деловой коммуникации и переговорам вы найдете в разделе «Тренинги по коммуникациям и переговорам».