Изменения в управлении изменениями

Изменения стали неотъемлемой частью современного мира. Способы управления ими тоже менялись с течением времени. Рассмотрим, какие модели change management сейчас актуальны и больше подходят для вашей компании.

8 этапов изменений

Нужна ли компетенция управление изменениями
Менеджмент как наука зародился на рубеже 1920-1930-х годов. До этого времени не было необходимости иметь какие-то специфические управленческие знания по ряду причин:

 

  • высокая зависимость от работодателя
  • безработица
  • низкая квалификация
  • легкая взаимозаменяемость сотрудников
  • сдельная форма оплаты труда

 

В таких условиях люди вынуждены были бороться за свое существование. Они выполняли указания руководителя без каких-либо оценочных суждений.

 

Может ли в наше время сложиться такая ситуация, в которой можно справиться с изменениями без менеджмента?

 

В целом, да. Чтобы изменения состоялись достаточно легко, должны совпасть несколько признаков:

 

  1. Высокая лояльность к работодателю. Если я доверяю руководству и держусь за работу, то с большей готовностью я могу меняться и следовать за стратегической линией развития.
  2. Масштаб изменений не выходит за рамки «контракта». Речь не про трудовой договор, а скорее про психологические рамки. Мы все на работе оцениваем, что, как и в каком объеме выполняем лично. Для быстрого принятия изменения не должны носить трансформационный характер.
  3. «Новички» в профессии и/или организации. Новым людям в хорошем смысле все равно, как работать. Они только пришли и не очень понимают, что здесь происходит. Как новеньких научат, так они и будут делать.
  4. Мощная система контроля. Люди вынуждены делать так, как требует компания, их заставляют меняться. Совсем не значит, что людям так комфортно, но это помогает продвигать изменения.
  5. Очевидная выгода. Если участники понимают, что в результате изменений они получат конкретную выгоду, к примеру, повышение зарплаты, то сопротивлений почти не возникает.

 

При сочетании хотя бы нескольких вышеперечисленных факторов вероятность того, что перемены пройдут успешно, более высокая.

 

Однако в реальной жизни чаще всего мы сталкиваемся с сопротивлением к изменениями. Причина проста. Человек как биологическая система сконструирован так, чтобы противостоять изменчивости внешней среды и сохранять внутренний гомеостаз.

Схема 1
Рассмотрим на физиологическом примере. У человека существует стандартная температуры тела — 36,6°C. Организм имеет массу адаптационных систем, которые позволяют удерживать эту константу в независимости от того, что происходит в окружающей среде.

 

То же самое происходит на психологическом уровне. Если у нас сформировались какие-то привычки, автоматизмы и модели поведения, то попытка их изменить сталкивается с сопротивлением. Мы стремимся сохранить свой психологический статус-кво, не выходить в зону дискомфорта. Из-за этого есть необходимость предпринимать специальные меры, чтоб помочь людям преодолеть барьер неприятия перемен и изменить свое поведение.

 

Именно для этой цели служат модели изменений.

Как менялось управление изменениями

Модель изменений К. Левина
Самая первая модель изменений была предложена Куртом Левиным в 1947 году.

 

Он предлагал проводить изменения в 3 этапа.

3 этапа изменений

  1. Размораживание. Создание дискомфорта. Выработка видения перспективы.
  2. Мы раскачиваем некое устойчивое текущее состояние, показываем, к чему может привести нынешняя ситуация.
  3. Изменение/движение. Обучение. Поддержка.
  4. Проводим интервенцию, внедряем новые процедуры и инструменты.
  5. Замораживание. Закрепление нового в рабочем поведении.
  6. Необходимый этап для того, чтобы состояние прижилось.

 

Хотя вариант Левина до сих пор многие используют, эксперты Института Тренинга предпочитают работать с другими моделями.

Модель изменений Д. Коттера

Следующая модель была предложена Джоном Коттером в 1994 году — «8 этапов изменений». Здесь более подробно описаны процессы организационных изменений.

 

Коттер первым проанализировал опыт успешных изменений более 470 компаний. На основании анализа он вывел определенные закономерности. Коттер считается отцом-основателем Change Management c точки зрения научного подхода.

 

Его модель повторяет основные идеи курта Левина, совершенно им не противореча.

Модель Коттера

 

«8 этапов изменений» более подробна и дает последовательность действий, которые необходимо предпринять.

 

  1. Внушение людям понимания необходимости перемен.
  2. Создание команды реформаторов. С этого момента проект изменений переходит из разряда пожеланий в проект. Появляются люди, ответственные за результат.
  3. Видение перспектив и определение стратегии.
  4. Пропаганда новой концепции. Люди должны понимать, куда мы идем и как.
  5. Создание условий для широкого участия сотрудников в преобразованиях. Переход к практике, новые подходы, инструменты. Важно, чтобы люди присвоили изменение и считали его своим, а не навязанным извне.
  6. Получение быстроощутимых успехов. Это поддерживает мотивацию к изменениям. Если 6 этапов пройдены, то изменение считается состоявшимся.
  7. Закрепление достигнутых успехов и углубление перемен. Признание и вознаграждение тех, кто активно участвовал в изменениях. Закрепление изменений в организационном документообороте. Нормативы, регламенты и стандарты компании должны не противоречить цели изменений, а поддерживать.
  8. Укоренение (закрепление) изменений в корпоративной культуре. Продолжаем держать руку на пульсе, пока изменение не станет нормой.

 

В целом идея та же, что у Левина, но более подробна и инструментальна. С ней можно работать на практике.

 

Эксперты Института Тренинга взяли модель Коттера на вооружение в 2005 году и впервые провели тренинг по управление изменениями уже 18 лет назад.

 

В 2008 году на основе этой идеи была разработана и создана достаточно известная в корпоративных кругах бизнес-симуляция «Наш айсберг тает». Изначально она была разработана в игровом виде на физическом носителе — поле, карточки, фишки. А в 2021 году в связи с пандемией была создана и электронная версия.

 

Бизнес-симуляция описывает ситуацию, где один пингвин из колонии обнаружил, что скоро их айсберг прекратит существование.

 

Цель: реализовать конкретное изменение в заданных условиях.

 

Механика игры основана на корректном управленческом выборе и быстрой обратной связи:

 

  • участники получают описание ситуации
  • знакомятся с набором возможных вариантов действий
  • обсуждают и выбирают тот вариант, которые считают наилучшим в описанной ситуации
  • реализовав действие, тут же получают его результат
  • подобным образом проходят все необходимые этапы изменений

 

Результаты могут быть разными — мы можем помочь колонии спастись целиком, частично или вовсе дать всем погибнуть. Все зависит от выборов участников.

Модель изменений ADKAR
В 2000-м году государственный департамент США задался вопросом, как сейчас происходят изменения. Поскольку мир стремительно развивался, что-то уже могло стать неактуальным после исследований Коттера. Вопрос был адресован организации PROSCI, Change Management Learning Center под руководством Джеффри Хаятта.

 

Было профинансировано большое и масштабное исследование, в котором принимало участие около 700 компаний, успешно прошедших изменения. PROSCI провели около 1 миллиона интервью с отдельными участниками и группами лиц. Массив информации позволил провести анализы и сделать достоверные выводы. Результатом стала модель ADKAR, которая была опубликована в 2006 году.

 

Коттер в своем исследовании описывал шаги, которые проходит организация в целом. Модель ADKAR сосредоточена на этапах, которые преодолевает конкретно человек. Ключевая идея та же самая.

Модель ADKAR

  1. Awareness. Осознание необходимости изменений. Нужно провести действия, чтобы человек осознал необходимость изменений. Если вас полностью устраивает автомобиль, то даже при наличии более современных моделей у вас не будет потребности его сменить.
  2. Desire. Желание участвовать и поддерживать изменения. Вероятнее всего другие люди не будут автоматически поддерживать вас в стремлении к изменениям.
  3. Knowledge. Знания о том, как изменяться. Вы должны понимать, какие знания необходимы для реализации изменений. Если существует разрыв с вашим текущим уровнем, то на этом этапе его нужно устранить.
  4. Ability. Способность применить необходимые навыки и умения. Вы должен уметь это делать, у вас должны быть полномочия и ресурсы. Если 4 этапа пройдены, то изменение считается состоявшимся.
  5. Reinforcement. Закрепление изменений.

 

Институт Тренинга начал работать с моделью ADKAR с 2013 года. Уже по традиции эксперты разработали бизнес-симуляцию «Промышленная революция». В 2015 году был создан ее бумажный вариант, в 2020 — электронный.

 

Игра переносит нас в Англию XVII века. Цель: перевести производство с кустарного на мануфактурное.

 

Участники научатся:

 

  • применять тактики ADKAR на практике
  • выбирать и планировать действия, наиболее подходящие для внедрения изменений
  • справляться с сопротивлением команды изменений
  • учитывать возможные риски

Схема 2
Условно мы можем соотнести модели Коттера и ADKAR:

Модели Коттера и ADKAR
Они друг другу совершенно не противоречат, а лишь дополняют. Эти модели смотрят на одно и то же с разных точек зрения — организации в целом и конкретного человека.

Модель изменений С. Скотт и Д. Джаффе
На данный момент эксперты Института Тренинга активно разрабатывают и внедряют модель «Кривая изменений». Предложена она была еще в 1988 году Синтией Скотт и Деннисом Джаффе.

Модель изменений С. Скотт и Д. Джаффе
Модель описывает изменение отношения людей к изменениям:

 

  • Отрицание
  • Сопротивление
  • Изучение
  • Принятие

 

Эта модель рассказывает о том, как пройти по кривой с наименьшими затратами сил и энергии.

Как выбрать, что подходит именно вам
Эксперты Института Тренинга считают, что модели Коттера, ADKAR и «Кривая изменений» в целом про одно и то же. Они отличаются лишь тем, к какому полюсу по шкале «люди-организация» ближе находятся.

Кривая изменений
Чтобы понять, какая программа больше всего подходит именно вам, попробуйте обратиться к нашей таблице. Прежде всего рекомендуем ориентироваться на целевой результат.

 

Критерий выбора ADKAR 8 этапов изменений
Целевой результат Внедрять в практику уже разработанные изменения. Лидеры/Проводники изменений Инициировать/разрабатывать план организационных изменений
Уровень руководителя Линейные менеджеры; среднего звена, команды реформаторов Менеджеры среднего звена, ТОП
Организационная культура Скорее гуманистическая Скорее административно-командная
Эмоциональное напряжение Высокое Среднее

 

В идеальном варианте для обучения своих сотрудников рекомендуем использовать обе модели — «8 этапов изменений» и ADKAR. Институт Тренинга представляет такую программу либо очно 2 дня на 15 человек, либо дистанционно 4 модуля по 2 часа на 20 человек.

 

Подробнее с вариантами программ вы можете ознакомится в разделе «Управление изменениями».

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ