Нужна ли компетенция управление изменениями
Менеджмент как наука зародился на рубеже 1920-1930-х годов. До этого времени не было необходимости иметь какие-то специфические управленческие знания по ряду причин:
- высокая зависимость от работодателя
- безработица
- низкая квалификация
- легкая взаимозаменяемость сотрудников
- сдельная форма оплаты труда
В таких условиях люди вынуждены были бороться за свое существование. Они выполняли указания руководителя без каких-либо оценочных суждений.
Может ли в наше время сложиться такая ситуация, в которой можно справиться с изменениями без менеджмента?
В целом, да. Чтобы изменения состоялись достаточно легко, должны совпасть несколько признаков:
- Высокая лояльность к работодателю. Если я доверяю руководству и держусь за работу, то с большей готовностью я могу меняться и следовать за стратегической линией развития.
- Масштаб изменений не выходит за рамки «контракта». Речь не про трудовой договор, а скорее про психологические рамки. Мы все на работе оцениваем, что, как и в каком объеме выполняем лично. Для быстрого принятия изменения не должны носить трансформационный характер.
- «Новички» в профессии и/или организации. Новым людям в хорошем смысле все равно, как работать. Они только пришли и не очень понимают, что здесь происходит. Как новеньких научат, так они и будут делать.
- Мощная система контроля. Люди вынуждены делать так, как требует компания, их заставляют меняться. Совсем не значит, что людям так комфортно, но это помогает продвигать изменения.
- Очевидная выгода. Если участники понимают, что в результате изменений они получат конкретную выгоду, к примеру, повышение зарплаты, то сопротивлений почти не возникает.
При сочетании хотя бы нескольких вышеперечисленных факторов вероятность того, что перемены пройдут успешно, более высокая.
Однако в реальной жизни чаще всего мы сталкиваемся с сопротивлением к изменениями. Причина проста. Человек как биологическая система сконструирован так, чтобы противостоять изменчивости внешней среды и сохранять внутренний гомеостаз.
Рассмотрим на физиологическом примере. У человека существует стандартная температуры тела — 36,6°C. Организм имеет массу адаптационных систем, которые позволяют удерживать эту константу в независимости от того, что происходит в окружающей среде.
То же самое происходит на психологическом уровне. Если у нас сформировались какие-то привычки, автоматизмы и модели поведения, то попытка их изменить сталкивается с сопротивлением. Мы стремимся сохранить свой психологический статус-кво, не выходить в зону дискомфорта. Из-за этого есть необходимость предпринимать специальные меры, чтоб помочь людям преодолеть барьер неприятия перемен и изменить свое поведение.
Именно для этой цели служат модели изменений.
Как менялось управление изменениями
Модель изменений К. Левина
Самая первая модель изменений была предложена Куртом Левиным в 1947 году.
Он предлагал проводить изменения в 3 этапа.
- Размораживание. Создание дискомфорта. Выработка видения перспективы.
- Мы раскачиваем некое устойчивое текущее состояние, показываем, к чему может привести нынешняя ситуация.
- Изменение/движение. Обучение. Поддержка.
- Проводим интервенцию, внедряем новые процедуры и инструменты.
- Замораживание. Закрепление нового в рабочем поведении.
- Необходимый этап для того, чтобы состояние прижилось.
Хотя вариант Левина до сих пор многие используют, эксперты Института Тренинга предпочитают работать с другими моделями.
Модель изменений Д. Коттера
Следующая модель была предложена Джоном Коттером в 1994 году — «8 этапов изменений». Здесь более подробно описаны процессы организационных изменений.
Коттер первым проанализировал опыт успешных изменений более 470 компаний. На основании анализа он вывел определенные закономерности. Коттер считается отцом-основателем Change Management c точки зрения научного подхода.
Его модель повторяет основные идеи курта Левина, совершенно им не противореча.
«8 этапов изменений» более подробна и дает последовательность действий, которые необходимо предпринять.
- Внушение людям понимания необходимости перемен.
- Создание команды реформаторов. С этого момента проект изменений переходит из разряда пожеланий в проект. Появляются люди, ответственные за результат.
- Видение перспектив и определение стратегии.
- Пропаганда новой концепции. Люди должны понимать, куда мы идем и как.
- Создание условий для широкого участия сотрудников в преобразованиях. Переход к практике, новые подходы, инструменты. Важно, чтобы люди присвоили изменение и считали его своим, а не навязанным извне.
- Получение быстроощутимых успехов. Это поддерживает мотивацию к изменениям. Если 6 этапов пройдены, то изменение считается состоявшимся.
- Закрепление достигнутых успехов и углубление перемен. Признание и вознаграждение тех, кто активно участвовал в изменениях. Закрепление изменений в организационном документообороте. Нормативы, регламенты и стандарты компании должны не противоречить цели изменений, а поддерживать.
- Укоренение (закрепление) изменений в корпоративной культуре. Продолжаем держать руку на пульсе, пока изменение не станет нормой.
В целом идея та же, что у Левина, но более подробна и инструментальна. С ней можно работать на практике.
Эксперты Института Тренинга взяли модель Коттера на вооружение в 2005 году и впервые провели тренинг по управление изменениями уже 18 лет назад.
В 2008 году на основе этой идеи была разработана и создана достаточно известная в корпоративных кругах бизнес-симуляция «Наш айсберг тает». Изначально она была разработана в игровом виде на физическом носителе — поле, карточки, фишки. А в 2021 году в связи с пандемией была создана и электронная версия.
Бизнес-симуляция описывает ситуацию, где один пингвин из колонии обнаружил, что скоро их айсберг прекратит существование.
Цель: реализовать конкретное изменение в заданных условиях.
Механика игры основана на корректном управленческом выборе и быстрой обратной связи:
- участники получают описание ситуации
- знакомятся с набором возможных вариантов действий
- обсуждают и выбирают тот вариант, которые считают наилучшим в описанной ситуации
- реализовав действие, тут же получают его результат
- подобным образом проходят все необходимые этапы изменений
Результаты могут быть разными — мы можем помочь колонии спастись целиком, частично или вовсе дать всем погибнуть. Все зависит от выборов участников.
Модель изменений ADKAR
В 2000-м году государственный департамент США задался вопросом, как сейчас происходят изменения. Поскольку мир стремительно развивался, что-то уже могло стать неактуальным после исследований Коттера. Вопрос был адресован организации PROSCI, Change Management Learning Center под руководством Джеффри Хаятта.
Было профинансировано большое и масштабное исследование, в котором принимало участие около 700 компаний, успешно прошедших изменения. PROSCI провели около 1 миллиона интервью с отдельными участниками и группами лиц. Массив информации позволил провести анализы и сделать достоверные выводы. Результатом стала модель ADKAR, которая была опубликована в 2006 году.
Коттер в своем исследовании описывал шаги, которые проходит организация в целом. Модель ADKAR сосредоточена на этапах, которые преодолевает конкретно человек. Ключевая идея та же самая.
- Awareness. Осознание необходимости изменений. Нужно провести действия, чтобы человек осознал необходимость изменений. Если вас полностью устраивает автомобиль, то даже при наличии более современных моделей у вас не будет потребности его сменить.
- Desire. Желание участвовать и поддерживать изменения. Вероятнее всего другие люди не будут автоматически поддерживать вас в стремлении к изменениям.
- Knowledge. Знания о том, как изменяться. Вы должны понимать, какие знания необходимы для реализации изменений. Если существует разрыв с вашим текущим уровнем, то на этом этапе его нужно устранить.
- Ability. Способность применить необходимые навыки и умения. Вы должен уметь это делать, у вас должны быть полномочия и ресурсы. Если 4 этапа пройдены, то изменение считается состоявшимся.
- Reinforcement. Закрепление изменений.
Институт Тренинга начал работать с моделью ADKAR с 2013 года. Уже по традиции эксперты разработали бизнес-симуляцию «Промышленная революция». В 2015 году был создан ее бумажный вариант, в 2020 — электронный.
Игра переносит нас в Англию XVII века. Цель: перевести производство с кустарного на мануфактурное.
Участники научатся:
- применять тактики ADKAR на практике
- выбирать и планировать действия, наиболее подходящие для внедрения изменений
- справляться с сопротивлением команды изменений
- учитывать возможные риски
Условно мы можем соотнести модели Коттера и ADKAR:
Они друг другу совершенно не противоречат, а лишь дополняют. Эти модели смотрят на одно и то же с разных точек зрения — организации в целом и конкретного человека.
Модель изменений С. Скотт и Д. Джаффе
На данный момент эксперты Института Тренинга активно разрабатывают и внедряют модель «Кривая изменений». Предложена она была еще в 1988 году Синтией Скотт и Деннисом Джаффе.
Модель описывает изменение отношения людей к изменениям:
- Отрицание
- Сопротивление
- Изучение
- Принятие
Эта модель рассказывает о том, как пройти по кривой с наименьшими затратами сил и энергии.
Как выбрать, что подходит именно вам
Эксперты Института Тренинга считают, что модели Коттера, ADKAR и «Кривая изменений» в целом про одно и то же. Они отличаются лишь тем, к какому полюсу по шкале «люди-организация» ближе находятся.
Чтобы понять, какая программа больше всего подходит именно вам, попробуйте обратиться к нашей таблице. Прежде всего рекомендуем ориентироваться на целевой результат.
Критерий выбора | ADKAR | 8 этапов изменений |
Целевой результат | Внедрять в практику уже разработанные изменения. Лидеры/Проводники изменений | Инициировать/разрабатывать план организационных изменений |
Уровень руководителя | Линейные менеджеры; среднего звена, команды реформаторов | Менеджеры среднего звена, ТОП |
Организационная культура | Скорее гуманистическая | Скорее административно-командная |
Эмоциональное напряжение | Высокое | Среднее |
В идеальном варианте для обучения своих сотрудников рекомендуем использовать обе модели — «8 этапов изменений» и ADKAR. Институт Тренинга представляет такую программу либо очно 2 дня на 15 человек, либо дистанционно 4 модуля по 2 часа на 20 человек.
Подробнее с вариантами программ вы можете ознакомится в разделе «Управление изменениями».