Дегустатор идей: приручить креативность

Нестандартные, творческие и инновационные решения… Сегодня большинство руководителей с радостью предпочтет такое решение стандартному подходу. Так или иначе, необходимость поиска и применения нестандартных, креативных идей все чаще и чаще ощущается в бизнесе в последнее время. 

Мы много говорим и пишем о креативности, но сегодня речь пойдет исключительно о ее практической плоскости. Этот текст — сумма практических советов для того, чтобы настроиться на генерацию идей и правильно сделать первые шаги на петляющем пути креативности. 

Начнем с трех важнейших принципов креативности, полезных для поиска нестандартных, творческих и инновационных решений. 

Вообразите, что ваш руководитель попросил у вас найти креативное решение для внезапно возникшей проблемы. Начнем идти по этому пути с самого начала. Как мы обычно поступаем в таких ситуациях? Большинство из нас садится и начинает мучительно ждать идею. Где-то в подсознании сгущается мысленный вакуум, но мы упорно продолжаем штурмовать воображаемые высоты. Если прошло уже десять минут, а идея все еще не «пришла», то мы начинаем постепенно отвлекаться от задачи. Происходит классическое смещение активности, которому наш мозг последовательно обучала эволюция: мы вспоминаем, что у нас еще куча важных и незавершенных дел или даже дела не слишком важные, но куда более понятные и простые. В этот момент мы либо переключаемся на другую задачу, либо начинаем прокрастинировать, открывая ленту социальных сетей. 

Почему это происходит? Да просто наш мозг решает заняться чем-то очевидно более полезным. Главное, что многие люди делают из этой ситуации неправильный вывод: 

И когда мы сталкиваемся с необходимостью найти креативное решение в следующий раз, то к уже существующему творческому вакууму добавляются недовольство, злость и чувство творческой опустошенности. 

Давайте расставим все точки над всеми «i». Начнем с того, что научные исследования креативности ясно демонстрируют, что способности человека к креативности не очень высоки. Это — технический навык, которые требует некоторого развития как и все подобные навыки. А завершим этот хит-парад тем фактом, что низкая способность к созданию остроумных и нестандартных решений — это не повод сложить руки на груди, сказав: «Я же говорил, что ничего не получится!». Наоборот, это — повод осознать, что в поле креативности мы все по умолчанию находимся на примерно равных позициях. Согласитесь, такой взгляд придает гораздо больший стимул для того, чтобы развивать эту компетенцию? Итак, приступим. 

Первый принцип креативности гласит: она начинается там, где, как вам кажется, она закончилась. Мы выяснили, что мозг активно противится нестандартным решениям, стремясь минимизировать количество необходимой работы и затрачиваемой на нее энергии. Поэтому вначале к нам в голову всегда приходят отработанные, хорошо известные варианты, которые мы уже видели или вовсе привыкли использовать. Исследования американских психологов демонстрируют, что чаще всего работающие креативные идеи приходят к нам в голову только тогда, когда мы перебрали все стандартные решения и оказались в своеобразном вакууме. 

Запомните, что этот креативный вакуум — признак не безнадежности, а реального начала креативного процесса. Перебрав стандартные варианты, мозг сдастся и приступит, наконец, к созданию нестандартных. 

Часто мы отказываемся от этой первой ступени, требуя от себя или своих сотрудников «сиюминутной» креативности, отметая классические или заимствованные способы решения конкретной задачи. Это неверно. Если вы хотите креативить, то начните с того, чтобы «не креативить». Посмотрите, как проблему решают другие люди. Существуют ли успешные и провальные способы ее реализации на практике? В последние годы мы стали так одержимы креативностью, что забыли о главном: хорошее решение не всегда должно быть креативным. 

Собранная коллекция уже существующих решений позволит вам достичь сразу нескольких целей. Во-первых, мыслительный процесс — трудоемкая задача. Собрав воедино множество вариантов, вы не только сэкономите силы, но и обогатите свой мыслительный багаж. Неожиданные мысли не падают с неба и им также необходима почва, чтобы расти. Существующие решения позволят вам четче сформулировать проблему, сфокусироваться на самой главной задаче и обезопасить себя от потенциального креативного выгорания. Да, да. Если вы будете пытаться решить каждый вопрос «неожиданно и остро», то скоро сама мысль о генерации новых идей будет вызывать у вас тошноту. Чем чаще мы тратим свои силы вхолостую, тем быстрее разочаровываемся в процессе. Всегда фокусируйте творческую энергию только на главной задаче, оставляя пространство для подробного изучения проблемного поля. 

В действительности, перебор уже существующих решений является креативной зарядкой для мозга. Ведь чем абстрактнее сформулирована проблема первоначально, тем сложнее найти адекватное решение. Выведем из этого третий, очень важный, принцип: перебирая варианты, пробуйте и проверяйте. Мы часто становимся на чрезмерно критическую позицию по отношению к своим же идеям. Вот и один из тех случаев, когда слишком много думать — вредно. Чрезмерное препарирование своей идеи в своей же голове приводит к тому, что многие хорошие концепции обесцениваются, не доводятся до конца, хотя и обладают потенциалом для того, чтобы оказаться правильным решением после «доработки напильником». 

Больше о программах по креативности можно узнать по ссылке

Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».

На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ