Практически в каждом тренинге для руководителей изучают SMART, но:
- Руководители этим инструментом не пользуются
- Формируется негативное отношение к инструменту
Какие причины кроются в этом?
- Деформация понимания содержания каждого критерия
- Искажается смысл инструмента в целом
Джордж Т. Доран, основываясь на своем опыте управления на должности топ-менеджера, сформулировал инструмент для достижения целей, который мы все знаем под названием SMART.
Что такое SMART?
Когда один из критериев отсутствует или сформулирован некорректно, шансы на реализацию цели будут снижаться.
Как расшифровывается эта аббревиатура?
Specific (конкретная). Цель должна быть конкретная, не расплывчатая в своей формулировке. Важно определить, что будет результатом выполнения цели. Основной вопрос: Что я хочу получить в результате?
Обратите внимание насколько четче, детальнее стала картинка, как легко образ сформировался в вашей голове после добавления описательных черт.
Этот наглядный пример демонстрирует работу с постановкой цели, когда она конкретна, тогда она понятна команде, и у команды есть единое, одинаковое представление цели.
Measurable (измеримая). Есть такое правило, если вы что-то не измеряете, то вы этим не управляете. Вам нужно определить, в чем будет измеряться результат (промежуточный и конечный). Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения если качественный — эталон отношения. Основные вопросы: Сколько? Как измерить? Какая единица измерения?
В Канаде лесовозы часто отправлялись не до конца заполненные, около 50-40% пространства оставалось пустым. С этим решили бороться путем выдачи премии сотрудникам, если машина загружена более, чем на 90%. Дополнительно были введены экраны, на которых отображался процент загрузки лесовоза. Следующие два месяца средняя загрузка составляла 94%. Когда есть измеримость, люди начинают за ней следить.
Ambitious (амбициозная). Необходимо определить, насколько смелая цель? Как она соотносится с вашими прежними целями, с ситуацией на рынке. Основной вопрос: С чем сравниваем?
Realistic (реалистичная, достижимая). Необходимо определить, возможно ли достигнуть цель в оговоренный срок, и за счет чего планируется достигнуть цели. Но при этом цель должна быть достаточно амбициозной и не слишком простой для достижения.
Достижение цели должно быть подкреплено необходимыми ресурсами: информация, время, деньги, люди, контакты и др. Частая ловушка планирования — постановка заранее недостижимых задач.
Это поможет заранее выявить недостижимую цель и скорректировать ее без пустой траты времени и средств. Основной вопрос: Насколько достижима цель? Какие ресурсы нужны?
Time-Bounded (ограниченная во времени). Для каждой цели должны быть намечены четкие временные рамки. Требуется определить срок как для конечных, так и для промежуточных результатов. Основной вопрос: Когда?
Помните, что SMART — не алгоритм постановки цели, а критерии, проще говоря, вопросы, на которые должна отвечать цель:
- Что?
- Как измерить?
- С чем сравнивать?
- Какими ресурсами?
- Когда?
Пользуйтесь инструментом SMART верно, и он принесет пользу вашей компании. Мы готовы вам помочь в этом, переходите на страницу программы