Сотрудничество: проблемные точки

Проблемные точки всегда будут возникать там, где есть сотрудничество. Рассмотрим, как можно преодолеть или предупредить трудности

сложности в сотрудничестве кроссфункциональное взаимодействие

 

 

 

Мы продолжаем разговор о семи элементах стратегии сотрудничества.
Сегодня речь пойдет про пятый элемент — поиск проблемных точек (потенциальных и уже существующих).

 

элементы сотрудничества поиск проблемных точек

 

Поиск проблемных точек

 

Многие из вас могут примерить на себя следующую ситуацию — бэк-офис запустил проект по улучшению работы сервера. Им важно быстро получать обратную связь. Конечно, они ожидают, что коллеги примут активное участие в тестирование изменений.

 

Сотрудники из других подразделений считают, что это сделает кто-то еще. А конкретно у них куча своих задач и нет времени на это. Здесь мы наблюдаем скрытый конфликт, когда каждый стоит на своем и у всех своя правда.

 

Рассмотрим другой пример — производство заказывает комплектующие конкретного поставщика и не приемлет других. Закупка же считает, что он не проходит по требованиями. Есть поставщики лучше, дешевле и надежнее.
В этой ситуации конфликт выражен уже более ярко.

 

Бывает, что у подразделений просто разные ожидания друг от друга. К примеру, сотрудники ждут, что расширяющийся отдел маркетинга будет выступать в качестве внутреннего поставщика услуг, станет выделять конкретных людей для удовлетворения маркетинговых потребностей своего бизнес-подразделения.

 

Маркетинговая же команда считает себя равными, обладающими полномочиями определять собственное портфолио, процессы и приоритеты. Зачастую сотрудники не понимают, в какой роли выступает другое подразделение. Это широкое поле для напряжения и конфликтов.

 

Сотрудники Института Тренинга измерили кросс-функциональную интеграцию в одной производственной компании. Запрос был следующий: с чего начать разговор с работниками. Было неясно, видят ли сотрудники проблемы в кросс-функциональном взаимодействии.

 

кроссфункциональная интеграция взаимодействие отделов

 

Коммерческий отдел оценивает кросс-функциональную интеграцию весьма позитивно. Другие два подразделения сильно не согласны с такими выводами.

 

Рассмотрим помогающие и мешающие факторы кросс-функциональной интеграции по отделам.

 

кроссфункциональная интеграция взаимодействие отделов

 

В зеленой зоне находятся позитивно влияющие на кросс-функциональную интеграцию факторы, в красной, соответственно, негативно влияющие.

 

Коммерческий отдел считает, что все хорошо обмениваются информацией, неформальное сотрудничество налажено на высоком уровне. Но в компании в избытке формализма, работникам других подразделений не хватает навыков. При этом производство считает, что конкретно их сотрудничество весьма результативно.

 

Производство видит всю ситуацию по-другому.

 

кроссфункциональная интеграция взаимодействие отделов на предприятии

 

Производство высоко оценило помогающие процессы — формальные процессы обмена документами, совещания и т.д. Однако низкий уровень доверия, непонимание общие цели, отсутствие обмена информацией нивелируют чуть ли не единственный положительный показатель.

 

Высок уровень конфликтов и индивидуализма, есть проблемы координации. Производство не видит результаты сотрудничества, их ничего не вдохновляет.

 

В итоге у этих двух подразделений абсолютно разное видение и понимание ситуации по взаимодействию. И это та точка, где можно начать обсуждать, что же происходит с сотрудничеством между отделами.

 

Виды проблемных точек и варианты решения

 

Разные исследователи выделяют несколько видов проблемных точек. Рассмотрим каждую из них подробнее и предложим варианты решения.

 

1. Несогласованные цели
Вы наверняка пытались привлечь к задаче/проекту специалистов другого подразделения и слышали в ответ — «у нас сейчас другие приоритеты». Если выполнение этой задачи напрямую влияет на доходность, на KPI, на привлечение новых клиентов или каким-то другим позитивным образом воздействует на всю компанию, то это порождает раздражение, конфликты и обиды. Скорее всего в этом случае нет согласованности в целях. Или еще хуже — ваш или другой отдел вообще не знает о целях компании/подразделения.

 

Конечно, проще сосредоточиться на своих задачах — для вас они наиболее важны и понятны. Но это может затмевать более крупные цели компании.
Нужно постоянно возвращаться к идее не командных, а общекорпоративных достижений. Это лучший способ согласовывать свои цели, стратегии, ответственность, роли и т.д.

 

Разрешить эту проблемную точку поможет инструмент «Пирамида ясности».

 

пирамида целей сотрудничество отделов

 

 

Она позволяет видеть общую картину сочетания целей друг с другом. Выбирая задачи, которые сотрудник будет делать в течении дня, он может увидеть, как расставить свои приоритеты. К примеру, он сможет помочь другому отделу выполнить их цели. Это послужит на общую пользу компании.

 

пирамида ясности взаимодействие отделов компании

 

Вы можете создать свой проект по структуре «Пирамиды ясности» и поделиться им с сотрудниками для наглядности общей цели.

 

2. Порог общения
Межфункциональное сотрудничество часто требует, чтобы люди работали с теми, кого они могут не очень хорошо знать. Возникают резонный вопрос: «а они вообще профессионалы?».

 

Когда люди дружат, они могут выслушать и принять отличную от своей точку зрения. Но если собираются незнакомые сотрудники, то при обсуждении рабочих вопросов скорее всего будет возникать напряжение и недоверие.

 

Стоит создавать пространство, где люди могут хотя бы познакомится перед тем, как решать общие задачи.

 

3. Другая культура.
Вы не понимаете роли, обязанности или жаргон ваших коллег.

 

сложности во взаимодействии отделов

 

 

Осознание такого барьера — это первый шаг к его разрушению. Каждому сотруднику важно понимать, кто и чем занимается. Нужно рассказывать, показывать, демонстрировать над чем вы работаете и где люди могут про это узнать.

 

Решение

  • Регулярно поощряйте и рекламируйте пространства, в которых ваши команды собираются вместе
  • Сообщайте о важности своей работы внутри организации

 

4. Вы не знаете о проектах и инициативах других
Иногда совершенно случайно выясняется, что другая команда работает над тем же проектом, что и вы. Причина этому — отсутствие открытого общения между подразделениями.

 

Решение

  • Делитесь предстоящей работой внутри и за пределами вашего отдела
  • Регулярно делитесь сводкой предстоящей работы вашей команды со всей компанией
  • Создайте место, где другие могут легко найти эту информацию
  • Будьте краткими, говорите о важном, но дайте коллегам место, куда они могут пойти, если хотят узнать больше

 

5. Взяться за другой проект кажется слишком трудно
Время — крайне дефицитный ресурс. Часто подразделения заинтересованы в новых проектах, но откладывают их на неделю, месяц, квартал. А порой и навсегда. Кажется, что помощь другим — это что-то очень трудоемкое и пугающее. Поэтому не хочется ее ни оказывать, ни просить.

 

Решение

  • Прежде чем вы сделаете шаг к тому, чтобы попросить коллегу помочь в проекте, убедитесь, что у вас есть: четкое понимание того, что именно вам нужно от них, информация о роли работника, информация о том, сколько времени ему потребуется потратить
  • Представьте четкое предложение, график и расчетное время
  • Визуализируйте график

 

6. Нежелание применять новые методы работы
Изменения — это очень сложно. Люди часто сопротивляются им. Этот барьер сложнее всего преодолеть, но без изменений невозможно развитие.

 

Решение

  • Не торопитесь с серьезной перестройкой процесса. Вы можете начать с простого проекта, например, повестка дня. Это должно быть чем-то, во что будут вовлечены многие люди
  • Воспринимайте свой проект как проект по управлению изменениями. Убедитесь, что используете знания об изменениях (ADKAR, Коттер)

 

К сожалению или к счастью, сложности при взаимодействии будут возникать всегда. Но их можно и нужно оборачивать в свою пользу, используя проблемные точки как возможности для развития.

 

Наладить взаимодействие между отделами мы помогаем на тренинге «Кросс-функциональное взаимодействие», а превратить коллектив в единую команду вы сможете на тренинге «Эффективная работа в команде»интеллектуальном тимбилдинге или с помощью бизнес-симуляции «Лидер рынка»!

Все программы Института Тренинга по развитию деловой коммуникации и переговорам вы найдете в разделе «Тренинги по коммуникациям и переговорам».

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ