Содержание
- Место технологии “Сухое-полусухое-целостное действие” в общей Схеме тренинга
- Типичные сложности при освоении нового на тренинге
- Технология «Сухое-полусухое-целостное действие»
- Как технология “Сухое-полусухое-целостное действие” улучшает учебный опыт участников
- Полезна ли технология “Сухое-полусухое-целостное действие” при разработке технических тренингов?
В этой статье мы опишем и подробно разберём на примерах технологию «Сухое-полусухое-целостное действие» — одну из составляющих методологии Института Тренинга. Эта технология помогает повысить эффективность обучения, обеспечивая более успешное внедрение полученных знаний и умений в повседневную практику.
Мы ответим на вопросы:
- Какие задания выбрать для достижения каждой учебной цели?
- В какую цепочку эти задания выстроить?
- Сколько заданий должно быть?
Место технологии “Сухое-полусухое-целостное действие” в общей Схеме тренинга
Мы будем говорить об одной технологии. Но, изучая любой инструмент, важно понимать, как он вписывается в систему более высокого уровня.
Ниже представлена Схема тренинга, на которую мы в Институте Тренинга опираемся. Обратите внимание, что технология “Сухое-полусухое-целостное действие” находится в этой схеме на этапе обучения, изменения.
Подробнее про схему тренинга здесь.
Пристально посмотрим на цели этапа обучения, потому что далее будем говорить о том, как именно их достигать. Ожидается, что человек усвоит новую информацию (знания), овладеет навыками в ходе тренировки. При этом важно учитывать, что взрослый человек приносит на обучение предыдущий опыт. Он сравнивает, сопоставляет, иногда сомневается, думает о том, как новая информация вписывается в то, что он уже знает и к чему привык. Результат обучения взрослых — это не только знания, умения, но и ещё сформированные установки — готовность действовать определенным образом. И именно установки менять сложнее всего.
Типичные сложности при освоении нового на тренинге
Обратимся к примеру.
Тренинг для наставников. Мы изучаем алгоритм подачи обратной связи.
Учебные цели:
- знать алгоритм
- уметь давать обратную связь по этому алгоритму
Давайте исходить из того, что методолог и тренер сами отлично знают тему. Тренер провел хорошую лекцию с примерами. Что будет дальше? Если тренинг — это действительно тренинг, а не интерактивная лекция, дальше часто наступает тренировка в тройках. Участники дают друг другу обратную связь, кто-то из них наблюдает.
Тренировка в тройках здесь — целесообразный шаг. Однако во время её проведения мы можем заметить такие эффекты:
- Участникам сложно сходу запомнить и применить алгоритм из нескольких шагов
- Участникам сложно сходу начать делать по-новому, получается по-старому
- Иногда участники делают неправильно — всё или частично — тк не поняли
- Иногда участники не хотят делать, тк новый алгоритм/модель неясны
- Участник в тройке получил обратную связь, готов пробовать ещё раз, но время на эту тему уже закончилось
И тогда, как можно построить тренинг по-другому?
Технология «Сухое-полусухое-целостное действие»
Технология отвечает на вопросы:
- какого типа подобрать задания,
- каким критериям они должны отвечать,
- в какой последовательности их выстроить. чтобы повысить результативность обучения.
Коротко охарактеризуем каждый шаг технологии, затем разберёмся подробней на примерах.
Пример 1. Технология “Сухое-полусухое-целостное действие” в тренинге продаж.
Автосалон продаёт автомобили физическим лицам. Учим начинающих продавцов.
Тренер уже провёл короткую лекцию об открытых вопросах. Выстроим цепочку заданий:
Сухое
На этом шаге нам нужно разобраться, прояснить, что такое открытый вопрос.
Вариант задания.
Участники сидят в кругу. Тренер пишет на флипчарте фразу. Каждый участник по кругу по очереди задаёт открытый вопрос, связанный с этой фразой. Тренер принимает вопрос или предлагает переформулировать, если звучит закрытый вопрос. Напоминает разницу — “Какой ответ предполагает такой вопрос? Да\нет или рассказ?”
Полусухое
На этом шаге мы действуем, тренируемся. Важно, чтобы человек в процессе понял, что этот инструмент/алгоритм/технология ему даёт, как это работает, в чём тут возможность для улучшения текущей деятельности. Здесь надо сфокусироваться на технологии, организовать как можно больше повторов, включить участников так, чтобы все одновременно работали.
Вариант задания.
Работа в тройках. Но работать в тройках можно очень по-разному. Можно просто посадить людей в тройки, чтобы они что-то поделали. Можно дать им инструкцию. А можно дать очень четкую инструкцию — объяснить, что именно надо или не надо делать, предостеречь от возможных ошибок так, чтобы в тройке за выделенное время действительно случилось больше результатов.
Мы предлагаем организовать работу в тройках так:
- Тема разговора в тройках должна быть отвлечённая, простая, в меру интересная, чтобы она не отвлекала от тренировки технологии.
- У участников должны быть подсказки и “помощники” для тренировки
Целостное действие
Задача шага — использовать полученные знания, умения и навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.
Вариант задания.
Ролевая игра в тройках или “аквариуме”. Продавец и клиент. Продавец должен выяснить потребности клиента, задавая вопросы. Клиент действует реактивно. Во время обратной связи продавец формулирует, как понял потребности клиента. Сравниваем версию продавца с реальными потребностями клиента. Совместно формулируем, что ещё мог спросить продавец.
Тема разговора должна быть максимально приближена к рабочей действительности участников.
Обобщим:
- Учебная цель – уметь задавать открытые вопросы.
- Сухое задание Каждый участник задаёт открытый вопрос к написанной на флипчарте фразе.
- Полусухое задание Тренировка в тройках с наблюдателем на отвлечённом примере.
- Целостное действие Ролевая игра — выяснение потребностей клиента.
Как технология “Сухое-полусухое-целостное действие” улучшает учебный опыт участников
Как изменился “учебный опыт” участника по сравнению с типичной последовательностью, которую мы описывали в начале статьи, — короткая лекция — тренировка в тройках на материале, приближенном к реальности?
- В тренировку “в салоне с клиентом” участник вошёл, уже опробовав новый инструмент и сделав несколько повторов.
- Участник разобрался, что такое открытый вопрос.
- У участника уже есть опыт контроля за своей речью, “ловли” закрытых вопросов.
- Участник, вероятно, даже осознал, в чём мощь и возможности открытых вопросов. Как они позволяют по-другому цеплять информацию.
- У участника начало получаться!
Построим такие же последовательности заданий для более сложных тем.
Пример 2. Технология “Сухое-полусухое-целостное действие” в тренинге для наставников.
Тема “обратная связь” в тренинге для наставников.
Учебная цель – уметь давать обратную связь по алгоритму. Допустим, это нюансированный алгоритм из 8 шагов, фактически структура беседы наставника с новичком.
Сухое
Вариант сухого задания 1.
Участники работают индивидуально.
Получают стенограмму (записанную прямую речь) подачи обратной связи, объём стенограммы — 1 страница А4
Задача — изучить стенограмму, сопоставить с алгоритмом, в тексте пронумеровать шаги алгоритма, найти пропущенные шаги.
Участники по очереди по кругу зачитывают текст, соответствующий одному шагу. Тренер корректирует при необходимости.
Вариант сухого задания 2.
Участники получают пустую схему алгоритма.
Каждый индивидуально заполняет её по памяти, не пользуясь раздаточными материалами.
Объединяем участников в пары. Они обмениваются заполненными алгоритмами, проверяют друг друга (сравнивают с правильным алгоритмом).
В общем кругу тренер просит поднять руку тех, кто правильно определил первый шаг, второй шаг и тд
Важно!
Чем сложнее тема, тем больше подходов (повторов) стоит сделать, чтобы помочь участнику запомнить материал.
Алгоритм обратной связи — сложная тема. Если время позволяет, мы рекомендуем использовать для неё последовательно два сухих задания. Делая задание 1- сопоставляя алгоритм со стенограммой обратной связи — участник проясняет и запоминает сам алгоритм. После этого имеет смысл сделать задание 2 — воспроизвести алгоритм по памяти.
Полусухое.
Участники объединяются в пары.
Каждый получает карточку, на которой написано, что стажёру удалось и что он сделал некачественно в конкретной ситуации.
Участники в паре по очереди дают обратную связь по алгоритму. Задача слушающего — отслеживать следование алгоритму.
Важно!
Помним про подсказки и “помощников”.
Целостное действие.
Моделируем ситуацию близкую к реальной.
Например, новый сотрудник выполняет работу. (5 минут).
Остальные наблюдают и делают заметки для обратной связи.
Каждый участник готовит и даёт обратную связь по алгоритму.
Это задание можно провести как в формате “аквариума” — когда вся группа наблюдает за работой одного “сотрудника”, так и в тройках с наблюдателями, где участники будут меняться ролями.
Обобщим:
Пример 3. “Управление изменениями по Джону Коттеру”
Возможно ли разработать и провести тренинг по технологии “Сухое-полусухое-целостное действие”, если рабочую деятельность невозможно воспроизвести в учебном классе?
Вполне.
Напомним шаги модели.
Учебная цель — знать этапы изменений и последствия их пропуска.
Конечно, воспроизвести все этапы на тренинге мы не сможем. Как же быть?
Предлагаем такой вариант.
Сухое.
Индивидуально — изучить список сложностей, с которыми можно столкнуться при пропуске того или иного этапа; сопоставить сложности с этапами.
В общем кругу по очереди каждый участник озвучивает одну сложность и этап, к которому её отнёс. Тренер корректирует, при необходимости поясняет, приводит примеры.
Полусухое.
Индивидуально — изучить кейс, отметить в контрольном листе пропущенные этапы и записать рядом возникшие в связи с этим сложности. Выработать предложения.
В малых группах обменяться мнениями, составить общее мнение.
В общем кругу представляют результаты. Тренер комментирует и корректирует при необходимости.
Целостное действие.
Индивидуально — участники составляют план своего проекта. 20-30 минут.
В малых группах представляют планы друг другу, комментируют, дополняют. 30 минут.
Обобщим:
Цель: знать этапы изменений и последствия их пропуска
Полезна ли технология “Сухое-полусухое-целостное действие” при разработке технических тренингов?
Да!
Пример 4. “Строповка”
Строповка — это операция по подъёму и перемещению оборудования с помощью обвязки и навешивания на крюк грузоподъёмной машины.
Учебная цель — выбирать схему строповки под тип груза.
Сухое.
Задание 1. Сопоставить грузы и схемы строповки. Составить пары.
Задание 2. Посмотреть видео. Найти ошибки закрепления грузов.
Полусухое.
Подобрать для груза правильный способ строповки.
Целостное действие.
Закрепить реальные грузы (на стенде).
Подведём итоги.
Технология Института Тренинга “Сухое-полусухое-целостное действие” помогает методологу обучения подобрать задания и выстроить их последовательность так, чтобы повысить результативность обучения, чтобы участники не потренировались, а действительно научились.
Статья подготовлена по материалам вебинара Анны Грибановой “Обучение с результатом! Как сделать так, чтобы участники не “попрактиковались”, а “научились”?
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!