Цикл Колба и Схема тренинга©: где связь?

Каждый, кто хоть раз соприкасался темой обучения взрослых, знает Цикл Колба. «Тренинг должен быть выстроен по Колбу!» - объясняют нам на многих тренингах для тренеров.
Цикл Колба и Схема тренинга©: где связь?

Каждый, кто хоть раз соприкасался темой обучения взрослых, знает Цикл Колба. «Тренинг должен быть выстроен по Колбу!» — объясняют нам на многих тренингах для тренеров.

И появляются программы, как один «по Колбу»:
сделали проблематизацию (зачастую – поставили участников в заведомо неуспешную ситуацию, чтобы они увидели, что многого не умеют) -> проанализировали, с чем связан неуспех –> рассказали «как надо» (алгоритмы, модели, подходы, скрипты) –> потренировались в применении и сделали выводы, что по-новому работать лучше.

Вот типичный сценарий тренингового модуля, выстроенного по этим правилам. Таких сценариев за свой профессиональный путь я видела сотни по самым разным темам.

Модуль «Выявление потребностей» в тренинге продаж.

1. Проблематизация: работа в парах «продавец-покупатель», у покупателя есть скрытая инструкция, где сказано, что он совершит покупку только если продавец выявит его потребность (указана)

2. Анализ опыта (большинство «продавцов» потерпели неудачу):
• Почему клиент не купил?
• Что именно клиент хотел?
• Как вы пытались понять, в чем интерес клиента?
• Клиенты, расскажите, какая у вас была потребность!
Вывод: «Чтобы продать, нужно знать потребность клиента. Узнать ее можно, задавая вопросы».

3. Теория: виды потребностей, типы вопросов

4. Практика: сформулируйте вопросы для выявления потребностей; отработайте в парах/тройках на примере кейсов умение выявлять потребность.

Анализ: что удалось/не удалось, какие были сложности.
Вывод: «Мы научились с вами выявлять потребность клиента».

Какие преимущества и ограничения такого сценария?

В таком сценарии участники получают недостаточно тренировки, а значит – ошибаются в предложенных алгоритмах, не могут заземлить новые знания на свою практическую деятельность, не получают возможности прочувствовать преимущества нового подхода. У них не появляется достаточно мотивации, чтобы продолжать самостоятельные тренировки, и они возвращаются к использованию привычных моделей («нам так удобнее!»). Каким бы ни был полезным и глубоким новый инструмент/алгоритм, участники после такого обучения с большой долей вероятности обесценят его («то теория, а в жизни всё совсем по-другому). Тренеру останется только гадать, в чем причина, ведь он-то всё сделал «по Колбу».

Давайте вспомним, откуда появился «Цикл обучения», и что именно он описывает:

1. «Цикл обучения» Дэвид Колб описал на основе работ Курта Левина и его Т-групп. Именно Левин сформулировал 4 шага познания, и Колб называл свой цикл «Циклом эмпирического познания Левина». И Левин, и Колб исследовали то, как люди могут критически осмыслять свой опыт.

2. Дэвид Колб в своих работах акцентировал внимание на роли самого обучающегося в процессе познания, на обучении как на внутреннем процессе. Поэтому развивая теорию, Дэвид Колб далее исследовал стили обучения, а не инструменты и структуру обучающей сессии.

Таким образом, когда тренер стремится любую программу выстроить по 4-м этапам цикла Колба, он нередко сталкивается с впечатлением (у себя или у участников), что «что-то не так». Особенно этот диссонанс проявляется при разработке «продуктовых тренингов» (hard skills). Тренеры выбиваются из сил, пытаясь уложить «Производственную безопасность», «Финансы для нефинансистов» или «Линейку продуктов страхования имущества» в цикл Колба, а в итоге программа выглядит, как плохо скроенный пиджак –нитки торчат, один рукав короче другого, лацканы топорщатся.

Решение этой проблемы лежит в самой теории — «цикл обучения» описывает только эмпирический способ обучения. А знания мы получаем по-разному, не только из своего опыта. Нам требуются теория, алгоритмы, схемы. Поэтому мы и не изучаем физику или биологию эмпирическом способом. И производственную безопасность изучать на опыте дело, как минимум, опасное.

Важно также помнить, что «Цикл эмпирического познания» описывает через какие этапы проходит обучающийся при формировании новых или развитии имеющихся знаний и умений, и какие условия для эффективного научения следует создать. Он не описывает инструментарий тренера, не отвечает на вопрос, как выстроить работу с теорией в ходе обучения, и не описывает структуру учебной программы.

Схема тренинга © Института Тренинга, развивая идеи Курта Левина обучения на опыте, является прикладным практическим инструментом, позволяющим выстроить и структурировать тренинг таким образом и в такой последовательности, чтобы:
• создать работоспособность группы, которая будет поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Это состояние помогает группе и каждому участнику продвигаться вперед в содержательном плане;
• создать мотивацию к обучению через сопоставление своего опыта и содержания тренинга, конкретизацию целей; поддерживать мотивацию в течение всего процесса научения;
• провести участников через изменения путем получения новой информации, осознание возможностей моделей и активных тренировок – от поэлементного усвоения навыка к целостному действию;
• заземлить новый опыт на реальную практику и задачи путем целостного применения полученных знаний и навыков в ситуации, приближенной к работе.


Таким образом, Схема тренинга © трансформирует концептуализированные знания о том, как люди учатся на опыте, в реальный инструмент «бери и делай». Опираясь на Схему тренинга ©, мы получаем свободу в разработке эффективных программ, как навыкого (soft skills), так и «продуктового» типа. Этот подход позволяет реализовать большой «цикл обучения» во всем тренинге и самостоятельные циклы в каждой отдельной теме тренинга.

Схема тренинга © в сочетании с другой технологией Института Тренинга «Сухое-полусухое-Целостное действие» помогает выстроить работу с теорией в обучении и дает четкий ответ на вопрос «Что, когда, как и в каком объеме следует тренировать с участниками для того, чтобы достичь учебных целей, и создать целостный обучающий опыт?»

Схема тренинга© и технология «Сухое-Полусухое-Целостное действие» дают надежную методическую базу тренерам и разработчикам для того, чтобы создавать и проводить результативные программы. Мы используем этот подход сами и обучаем тренеров на краткосрочных и долгосрочных программах тренерской подготовки.

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ