Часто от участников наших программ по управлению изменениями мы слышим вопрос:
«А можно ли оценить успешность управления изменениями? Мы в компании задумали проект изменений, собрали людей, которые должны этим проектом управлять, и дали изменениям старт. Как вообще понять, справились ли эти люди с проектом? И как понять в процессе изменений, что мы двигаемся в верном направлении?»
Отвечаем: «Оценить успешность проекта можно!». В своей практике мы пользуемся моделью Project Change Triangle, «Базовый треугольник управления изменениями» в русской версии. Эта модель была разработана в американской компании ProSci в начале 2000‐х годов.
На сегодняшний день именно ProSci — мировой лидер в области управления изменениями. Их методологией пользуются более 80% компаний, входящих в список Fortune 100.
В России методологию ProSci используют сотрудники многих крупных компаний: «Лаборатория Касперского», Сбербанк, «ВТБ», «Лента», Roche, «Росатом», «Ростех», «Северсталь», «Роснефть», «Газпром нефть», СИБУР и другие.
Давайте взглянем на рисунок ниже. Внутри треугольника те самые критерии, по которым мы можем судить, насколько успешен наш проект изменений, а на вершинах расположены три основных фактора, без которых успех проекта невозможен. Начнем разбор с факторов.
ЛИДЕРСТВО/СПОНСОРСТВО
Изменения — это дорого, страшно и тяжело.
Этот фактор не зря расположен на самом верху.
Чтобы преодолеть страх перед изменениями и начать действовать по-другому, нужны лидеры. Лидеры заряжают последователей энергией, которая необходима на каждом этапе изменений, а особенно на их старте. Высокий уровень доверия к лидерам позволяет внедрять даже не самые популярные решения.
Обратите внимание: часто для проекта недостаточно иметь одного лидера. Лучший вариант — распределенное лидерство.
Однажды великого футболиста Пеле спросили: «Кто в вашей команде лидер?». Он ответил: «Тот, у кого сейчас мяч». На разных этапах изменений лидерами могут становиться разные люди из команды изменений.
Вторая составляющая этого фактора — спонсорство. Для успеха проекта изменений требуются ресурсы, доступ к которым даст спонсор.
Также спонсором в данной модели называется человек, ответственный за проект на всех его этапах.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Существует немало определений управления проектами. Например, часто встречается такое:
Управление проектами — это деятельность, направленная на достижение поставленных задач, реализацию определенных планов с использованием имеющихся ресурсов: времени, капитала, людей.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ — это постоянный переход от простого к сложному, трансформация одной большой задачи в задачи поменьше, состоящие из шаблонных процедур.
Можно выделить ряд признаков проекта, которые отличают его от других видов деятельности:
- направлен на достижение конкретных целей;
- предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- ограничен во времени, его начало и конец определены;
- в некоторой степени неповторим и уникален.
Но для нас с вами гораздо важнее понимание того, что управление проектами — это прежде всего управление ресурсами.
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Когда мы говорим об управлении изменениями, то в первую очередь имеем в виду «управление умами и сердцами». Так формулируют определение наши англоязычные коллеги.
В отличие от управления проектами, где фокус смещен на ресурсы, здесь мы управляем отношением людей к происходящему:
- снижаем их страхи по поводу старта изменений;
- вовлекаем в процессы принятия решений;
- мотивируем присоединиться к команде изменений;
- совместно работаем над стратегией, определяя краткосрочные и долгосрочные цели проекта изменений;
- создаем условия, чтобы как можно больше людей участвовало в изменениях;
- радуемся успехам и предпринимаем действия, чтобы возникшие препятствия не повлияли на итоговый успех проекта;
- делаем все, чтобы достигнув успеха, мы не потеряли наши достижения.
Нам нужно сделать так, чтобы результаты, полученные в ходе изменений, остались с нами надолго и влияли на все более широкий круг людей, понемногу становясь нормой. Именно с этой новой нормы мы однажды дадим старт очередному проекту изменений.
Предположим, что в нашем проекте мы учли все факторы успеха. У нас есть команда лидеров, мы умеем управлять проектами и изменениями.
Как мы можем судить об успешности проекта изменений?
Обратимся к критериям внутри схемы-треугольника.
Остановимся подробнее на каждом из них.
ПРОЕКТ ДОСТИГАЕТ ЦЕЛЕЙ
Начиная проект изменений в компании, мы ставим перед собой цели.
Вряд ли кто-то готов тратить зачастую весьма существенные ресурсы на изменения ради изменений.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА — желаемые эффекты и выгоды, достигаемые при успешном осуществлении проекта при заданных требованиях и в заданных условиях.
Определяя цели проекта, нужно прежде всего ориентироваться на два вопроса:
- Для чего реализуется данный проект?
- Что заказчик или владелец проекта хочет получить в результате его реализации?
Когда мы заявляем, что цели проекта достигнуты, это означает, что плоды проекта изменений актуальны, а самое главное — используются.
Цели проекта должны быть тщательно сформулированы, обсуждены со всеми заинтересованными лицами и известны тем, кто принимает участие в проекте.
Чем больше заинтересованных сторон удовлетворено результатами, тем с большей уверенностью мы можем судить об успехе проекта как таковом.
Важно: если для достижения цели требуется значительное количество времени, то сами цели могут видоизменяться и корректироваться в процессе изменений.
ПРОЕКТ ЗАВЕРШАЕТСЯ ВОВРЕМЯ
У любого проекта изменений должен быть определен срок исполнения.
Множество проектов изменений описывается словами «срочно», «горит», «нужно вчера».
Часто изменения в компании происходят «каскадом»: мы можем двигаться дальше, только если опираемся на успех предыдущих изменений. А если изменения не привели к успеху, то и дальнейшее движение вперед затруднено. В такой ситуации невыполнение одного проекта в срок сдвигает сроки следующих.
ПРОЕКТ ДАЕТ ВОЗВРАТ НА ИНВЕСТИЦИИ — ROI
Изменения — это ресурсоемкие мероприятия.
Нам требуются разнообразные ресурсы: трудовые (люди, работающие на проекте), технические (станки, оборудование, помещения), материальные (расходные материалы) и временные.
Заказчик изменений заинтересован в том, чтобы получить от вложенных ресурсов максимальный результат.
Бывают проекты, в которых мгновенной отдачи не бывает, и ее никто не ждет. Но и в этом случае мы можем говорить о возврате на инвестиции, просто он будет заметен на большем временном горизонте.
Хороший пример — проекты по изменению корпоративной культуры. Для существенного изменения корпоративной культуры часто требуются огромные ресурсы, а мгновенная отдача обычно невелика. Но если мы добьемся успеха в подобных проектах, то шлейф положительных последствий будет с нами длительное время, а положительные эффекты будут нарастать и аккумулироваться. Тогда мы сможем с уверенностью заявить, что ресурсы были потрачены не зря.
Теперь, когда вы имеете представление о том, как оценить успешность проекта изменений, вы можете обратиться к собственному опыту изменений и задаться вопросом, насколько гладко проходили изменения в вашей компании.
На очных и дистанционных программах Института Тренинга мы не только знакомим с моделью «Базового треугольника управления изменениями», но и предлагаем ряд инструментов, позволяющих аргументированно оценить каждый из факторов успеха в процессе изменений и сделать так, чтобы проекты изменений достигали целей чаще, проще и дешевле.
Будем рады видеть вас на наших тренингах! До встречи!
Предлагаем вам и вашим сотрудникам получить практический опыт прохождения изменений на бизнес-симуляциях Института Тренинга: «Наш айсберг тает!» по модели Джона Коттера и «Промышленная революция» по модели ADKAR.
Все необходимые знания, навыки и инструменты для управления изменениями собраны в корпоративной программе «Управление изменениями». Покажем, какие возможны препятствия на пути изменений, и какие факторы помогают через них пройти!