Сегодня мелкие улучшения уже не гарантируют достижения стратегических целей компаний. Бизнес все чаще запрашивает качественное переосмысление подходов и методов работы.
Один из топ-менеджеров металлургического холдинга сказал нам:
Одна из попыток установить связь развития креативности сотрудников и бизнес-результатов была предпринята в 2018 году. Ученые из Англии и Хорватии проанализировали влияние креативности на показатели ряда компаний Великобритании. Были исследованы все стадии процесса: от личной предрасположенности сотрудников к инновациям до финансовых результатов. Вывод таков — креативное мышление и инновации повышают отдачу для бизнеса. [1]
Правда, для реализации нужен поток идей и инициатив с мест от людей, знающих обо всех нюансах бизнес-процессов. Однако от HR-функций мы слышим, что сотрудникам привычнее ориентироваться на свой прошлый опыт — «у нас так принято» — или опыт конкурентов. Можно ли с помощью обучения улучшить положение? Способны ли взрослые люди повысить свой уровень креативности и инициативности?
Согласно находкам исследователей университета Оклахомы, нестандартное мышление — это не только врожденный талант, но еще и навык, который может быть развит. Мета-анализ 70 исследований за последние 50 лет показывает: после грамотно спроектированных программ развития креативности люди значительно лучше и охотнее проявляют креативные способности в различных условиях. [2]
Для получения бизнес-эффекта программа должна быть построена особым образом.
- Нельзя ограничиваться лишь инструментами генерации идей. Они важны, но только их недостаточно.
- Важно не забывать про выбор и доработку наиболее качественных идей. Так, чтобы принимающая сторона не захлебнулась в потоке сырых идей, а у авторов не закралась обида на то, что их не слышат
- Инструменты — это хорошо. Но нужны и «руки»: гибкое мышление и умение бороться с барьерами креативности — стереотипами, страхом пробовать новое, выученной беспомощностью, ориентацией на мнение группы и другими.
- Если участники не убедятся в работе инструментов на примере своих личных задач, эффекта не будет.
- Даже самые мотивированные сотрудники быстро соскользнут в колею стандартных решений, если культура компании не будет побуждать к креативу.
Это ключевые составляющие в нашем авторском подходе к развитию креативности и инноваций.
[1] Stojcic, Nebojsa, Iraj Hashi, и Edvard Orlic. «Creativity, Innovation Effectiveness and Productive Efficiency in the UK». European Journal of Innovation Management 21, вып. 4 (3 август 2018 г.): 564–80
[2] Scott, Ginamarie, Lyle E. Leritz, и Michael D. Mumford. «The Effectiveness of Creativity Training: A Quantitative Review». Creativity Research Journal 16, вып. 4 (декабрь 2004 г.): 361–88