Стоицизм, как философия жизни

Современный человек живет в мире постоянных изменений, требующих от него гибкости и быстрой адаптации, часто оказываясь в эпицентре настоящего шторма, столкнувшись с «черными лебедями» — неожиданными, мощными и неприятными событиями.

Содержание

Мы вынуждены строить свою жизнь и принимать важные решения как в личной, так и в профессиональной сфере в условиях растущей неопределенности и отсутствия четких гарантий, где особенно важными становятся внутренние ресурсы, которые помогают выдерживать давление окружающей среды, достигать поставленных целей и сохранять высокое качество жизни, поддерживая эмоциональное равновесие и физическое здоровье.

Немного истории. Как зародился стоицизм.

Один из ключевых внутренних ресурсов — это философия жизни, осознанно сформированное мировоззрение. Совокупность взглядов, убеждений и принципов, которая служит внутренним компасом, помогающим найти правильное направление и выбрать оптимальный путь. Глубинные убеждения и жизненные принципы во многом определяют нашу реакцию на вызовы, подход к решению трудных задач и способ существования в мире.

Основатель стоицизма, Зенон Китийский, не был профессиональным философом, как, скажем, Сократ или Аристотель. Он родился в городе Китион и в молодости занимался торговлей, будучи предпринимателем. Зенон путешествовал по Средиземному морю на своем корабле, продавая вино и оливковое масло. Однажды он попал в шторм. Его судно утонуло, а все товары и накопленные сбережения были утеряны, сам Зенон едва не погиб. В одно мгновение он лишился всего, что так долго и тяжело добывал.

Это событие стало поворотным моментом для Зенона, оно подтолкнуло его к созданию системы принципов, установок и внутренней философии, на основе которой в дальнейшем возник стоицизм. Эти принципы помогли ему пережить трагедию и стать одним из самых влиятельных философов в античной Греции и Риме.

Зенон начал преподавать свое учение в афинском портике Стоя, и от названия этого места философия получила свое название — «стоицизм», а последователи стали называться стоиками.

Наибольшую популярность стоицизм приобрел в римскую эпоху, когда империя, после долгого периода расцвета, начала приходить в упадок. Философия стоицизма увлекла и простых граждан, и великих философов, таких как Сенека, и рабов даже римского Императора Марка Аврелия.

Шесть принципов стоицизма 

  1. Первая основополагающая идея стоицизма заключается в том, что мир — это постоянное движение, нескончаемый поток изменений, которых невозможно избежать и которые мы не в силах контролировать. Если человек основывает свое счастье исключительно на внешних факторах — деньгах, власти, статусе или отношениях с другими людьми — он, скорее всего, будет испытывать разочарования: сегодня ты богат, завтра можешь оказаться нищим, сегодня твое тело полно сил и здоровья, завтра возраст и время заберут это, оставив перед зеркалом образ старика, сегодня ты на вершине карьерного успеха, завтра все может рухнуть, и ты окажешься в самом низу.

    Стоики не призывали к отказу от внешних благ, но предостерегали, что они могут исчезнуть в любой момент. Поэтому важно не привязываться к этим внешним атрибутам счастья и комфорта, а довольствоваться лишь тем, что действительно необходимо. Римский император Марк Аврелий, к примеру, жил скромно, избегая роскоши и удобств. Во время военных походов он переносил все трудности, не требуя для себя особых условий. Принцип разумного потребления находил отражение в стоических высказываниях: «богат тот, кому достаточно», «если хочешь быть богатым — научись умерять свою жадность». Для стоиков истинное счастье и благополучие не зависят от материальных благ и комфорта.

  2. Второй принцип стоицизма касается условий для настоящего счастья. Стоики утверждали, что человек становится по-настоящему счастливым, когда развивает в себе те качества и черты характера, которые способствуют праведной жизни с ясной целью. Истинный смысл скрывается в служении чему-то большему, чем собственное «я»: сообществу, государству, высокому идеалу. Сосредоточение исключительно на себе и погоня за мимолетными удовольствиями ведет лишь к внутреннему пустому поиску счастья, которого невозможно достичь, удовлетворяя сиюминутные желания. Стоики первыми заметили, как следование пути удовольствий ведет к их пресыщению, после чего человек начинает искать все более экстремальные формы наслаждения, которые постепенно разрушают его и физически, и духовно.

    Гедонизм не позволяет человеку раскрыть свои таланты и найти свое предназначение — это возможно только через служение. Именно в служении кроется основа счастливой и достойной жизни, даже если она связана с неизбежными потерями и страданиями. По легенде, когда Зенон стал немощным и уже не мог преподавать, он добровольно ушел из жизни, задержав дыхание. Этот поступок отражает важность идеи служения для стоиков. Современные исследования подтверждают, что смысл жизни делает человека не только счастливым, но и стойким. Профессор Сальваторе Мадди из Калифорнийского университета доказал, что наибольшую устойчивость к стрессу показывают те, кто «вовлечен в жизнь» и, преодолевая трудности, реализует свое предназначение. Как сказал Фридрих Ницше: «Тот, у кого есть «зачем» жить, выдерживает любое «как»».

    Стоики считали, что служение становится возможным только тогда, когда человек развивает определенные добродетели души. Без этих качеств знание о том, что правильно, не превращается в реальные действия, поступки и решения. К основным добродетелям, которые позволяют вести достойную и счастливую жизнь, стоики относили мужество, разумность, справедливость и умеренность.

  3. Третий принцип стоицизма — «развивай мужество». Мужество в стоической философии трактуется широко: это не только способность действовать и контролировать себя в критических ситуациях, но и умение стойко переносить удары судьбы, не отступать перед трудностями и сохранять спокойствие в моменты неопределенности. Важным аспектом мужества является способность принимать сложные решения, сохранять самообладание и не терять присутствия духа, несмотря на тревогу и риск. Стоики полагали, что без такого мужества человек не может вести достойную жизнь. Он будет избегать инициативы, когда это необходимо, и откажется от цели, если для ее достижения нужно преодолевать препятствия. Это качество особенно важно для людей, чья деятельность требует управления и принятия ответственных решений.
  4. Четвертый принцип стоицизма — «развивай разум, учись мыслить ясно и трезво». Разумность, по мнению стоиков, — это способность делать правильные выборы, основываясь на детальном анализе ситуации. Именно аналитическое мышление помогает увидеть истинную картину происходящего, избегать соблазна поверхностных суждений и «кажимости». Тщательный разбор обстоятельств позволяет принимать более взвешенные решения, предвидеть не только ближайшие, но и отдаленные, порой неприметные последствия своих поступков. Стоики называли типичное мышление обывателя «паранойей» (от греч. «околомыслие»), что в античности не означало психическое расстройство, а указывало на состояние ума, не подготовленного к глубокому анализу. Такое «мышление по здравому смыслу» зачастую оказывается полным предрассудков, иррациональных убеждений и логических несоответствий. Стоики предлагали заменить этот тип мышления на «метанойю» — «перемену ума». Это подход, требующий строгой дисциплины мысли, внимательного анализа фактов и логической согласованности между аргументами, без влияния эмоциональных импульсов и предвзятостей.

    Разумность и мужество — это фундаментальные качества, обеспечивающие внутреннюю свободу от эмоциональных переживаний. Стоики первыми выдвинули идею, что события сами по себе нейтральны; они получают значение и эмоциональную окраску лишь в результате нашей оценки. Хотя мы не можем контролировать многие аспекты своей жизни, мы в силах выбрать, как на них реагировать. Высшая форма свободы — это способность быть причиной собственных поступков и реакций. Это даёт возможность в трудных ситуациях следовать своим принципам и долгу, а не поддаваться мгновенным эмоциональным порывам. Стоики предлагали брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за эмоции, за способность оценивать происходящее.

  5. Пятый принцип стоицизма — «поступай справедливо, даже если это сопряжено с риском и потерями». Способность разума различать, что справедливо, а что нет, и следовать этой высшей ценности, по мнению стоиков, является основой добродетельной и осмысленной жизни. Справедливость как принцип требует отказа от сиюминутной выгоды и готовности действовать на основе долгосрочных ценностей. Для реализации этой идеи нужно огромное мужество и сила воли. Только справедливый человек, по мнению стоиков, может жить достойно и счастливо, исполняя свой долг служения чему-то большему, чем он сам.
  6. Шестой принцип стоицизма — «умеренность во всем» или «ничего сверх меры». Умеренность для стоиков означала способность находить оптимальное соотношение всех элементов системы, что обеспечивает её гармоничное функционирование. Например, приправы и соль в пище: если их слишком мало — вкус будет пресным, если слишком много — еда станет неприятной и даже вредной. Стоики, по сути, одними из первых предложили концепцию баланса во всех аспектах жизни: напряжение и расслабление, чувства и разум, эстетика и функциональность, личные интересы и потребности других. Чувство меры также было основой их подхода к воспитанию личности. Концепция «калокагатии» («красивое» и «доброе») подразумевала развитие гармоничного сочетания физической силы, выносливости, внешней красоты, мужества, разумности и внутренней целостности. Примером воплощения этого принципа служил римский император Марк Аврелий: он был искусным и выносливым воином, но при этом философом, написавшим глубокие трактаты и активно развивавшим свои интеллектуальные способности.

Идеи стоицизма актуальные в наше время

  • Ищите истинные источники счастья, связанные с нахождением смысла жизни, исполнением своего предназначения и верностью долгу, а не цепляйтесь за внешние атрибуты успеха (деньги, статус, удовольствия и прочее), которые мимолетны.
  • Развивайте разум и волю. Эти ключевые качества помогают видеть жизнь в целостной картине, активно участвовать в своем будущем и не бояться принимать сложные решения. Жизнь, прожитая без действия, — это жизнь, полная непринятых решений.
  • Возьмите ответственность за свою восприятие мира и реакцию на жизненные вызовы. Большинство событий нейтральны, и именно мы придаем им значение и смысл.
  • Помните о справедливости. Истинное счастье невозможно без честных отношений с другими. При принятии решений учитывайте не только свои интересы, но и потребности окружающих.
  • Соблюдайте принцип умеренности. Экстремальные подходы в любой сфере всегда приводят к разрушению и, в конечном итоге, к страданиям.

Ментальные практики античных философов полезные и в современном контексте.

  • Одной из ключевых идей является разделение внешних и внутренних факторов на две категории: те, на которые мы можем повлиять, и те, на которые не в силах. Стоики советуют: «Определи, на что ты можешь воздействовать, и не трать силы, время и энергию на то, что выходит за пределы твоего контроля». Мудрое принятие неизбежного и сохранение «атараксии» — внутренней невозмутимости по отношению к негативным факторам, которые невозможно изменить, помогает избежать эмоциональных перегрузок. Вместо этого стоит сосредоточиться на решительных действиях в рамках своей зоны ответственности. Такой подход позволяет избежать выгорания, двигаться к цели и при этом сохранять стойкость.
  • Вторая важная практика стоиков — это принятие жизненных трудностей без сопротивления. Вместо того чтобы терять силы на борьбу с ними, стоики предлагают воспринимать их как возможности для роста. «Задумайся, чему ты можешь научиться из текущей ситуации. Какое новое знание или навык она может тебе дать? Какие черты характера стоит развивать, чтобы справиться с изменениями?» — советуют они. Как писал Марк Аврелий: «Препятствие на пути становится путём; то, что мешает действию, само и продвигает действие».
  • Третья важная практика стоицизма заключается в прогнозировании различных сценариев развития кризисной ситуации — как положительных, так и самых плохих. Такой подход помогает заранее подготовиться к возможным негативным последствиям, примириться с неизбежными потерями и сосредоточиться на действиях, направленных на достижение нужного результата. Образ мудреца, пришедший к нам из глубины веков, который не пасует перед трудностями и всегда ориентирован на выполнение своего долга и волевое действие, служит примером стойкости перед судьбой. Он сохраняет ясность мысли и спокойствие в самых критических моментах. Этот пример особенно актуален для руководителей, которым приходится работать в условиях неопределенности и кризисов, когда на горизонте постоянно появляются неожиданные «черные лебеди».

Применение принципов стоицизма поможет эффективно справляться с вызовами и принимать взвешенные решения в сложных ситуациях, что особенно актуально для лидеров бизнеса.
На корпоративных программах мы обучаем руководителей и сотрудников навыкам управления стрессом, профилактики выгорания, а также помогаем обрести антихрупкость и жизнестойкость.

Позвоните или напишите нам, поможем подобрать программу под запрос вашей компании!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ