Сотрудники — ресурс или капитал?

Сотрудники — ресурс или капитал?

Все необходимые руководителю компетенции мы развиваем на тренинге «Результативное управление». Если требуется углубить знания и практические навыки по каждому направлению, ждем вас на тренингах «Управление проектами», «Управление удаленными сотрудниками» или «Мотивационный менеджмент».

Не нашли интересующий вас тренинг?

Полный список наших тренингов  для развития руководителей смотрите по ссылке.

 

Принято говорить «человеческий ресурс» (human resource), есть в этом что-то рабовладельческое. Ресурс по словарю Ожегова – это запасы, источники чего-либо, средство, к которому обращаются в необходимом случае. Это то, что потребляют, если повезет, ждут когда он восполнится, чтобы можно было потреблять дальше.

Слово капитал по отношению к людям тоже не очень подходит, но в марксистском смысле, как источник «самовозрастающей стоимости», оно показывает важность его увеличения.

Разница в двух подходах к людям, как к ресурсу или как к капиталу состоит именно в этом – инвестируем ли мы в их рост или используем то, что выросло само. Первый подход позволяет бизнесу стабильно развиваться, второй ведет к неизбежной деградации.

Именно поэтому в Матрице стратегий и политик ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» стратегия ресурсов включает в себя только информацию, время, финансы и материальные ресурсы. Персонал же выделен в отдельную стратегию.

Реалии нашего времени таковы, что разговоры о человеческом капитале на государственном уровне разговорами и остаются. По данным советника Президента России, академика Глазьева, инвестиций в воспроизводство человеческого капитала в РФ в почти два раза меньше, чем в развитых странах, с которыми стоит себя сравнивать.

Мы переживаем демографическую яму и ее последствия для бизнеса будут существенными еще как минимум 10 лет:

  

С одной стороны, мы, как и европейские страны, вступили в эпоху «Пожилого общества», с другой — достаточного уровня инвестиций в развитие людей, новых поколений в РФ нет.

Если государство не вкладывает в людей, а необходимость в этом есть, то это должен делать бизнес или сами люди. И это происходит: бизнес финансирует образование и развитие подрастающего поколения. Примеров можно привести много – отраслевые ВУЗы и кафедры, колледжи и училища, школы и детские сады, детские лагеря, программы поддержки обучения талантливых молодых людей, спортивные комплексы. В этом замечены предприятия ресурсодобывающей промышленности, энергетического сектора, химической отрасли, электроэнергетики. Среди них Газпром, Газпром Нефть, Росатом, Фосагро, Евросибэнерго, предприятия ВПК, и многие другие, не только крупный бизнес, но и средний. Например, компания Ростум из Пензы много лет развивает академию, проинвестировала ее создание и оказывает поддержку. В академии учатся дети и подростки.

Бизнес идет на эти инвестиции не только и не столько из человеколюбивых соображений, а из нужды в персонале, гарантий преемственности и стратегических выгод.

В актуальной ситуации компании инвестируют не только в подрастающее поколение, но и в развитие работающих сотрудников, но естественно не во всех.

Для всех бизнесов самая важная категория – ключевые специалисты

Ключевые специалисты – это сотрудники, оказывающие существенное влияние своими действиями на основную деятельность компании и в итоге на выручку. И это не обычные участники кадровых резервов и различных программ развития лидеров, менеджеры среднего звена.

Опыт прохождения через кризисы 2009 и 2015 гг. показал, что бизнес из всех категорий наиболее ценит именно ключевых специалистов.

Ниже приведены данные нашего исследования HR практик (https://hr-survey.com/), которые мы проводили в эти кризисные годы. Подробнее с результатами исследований вы можете познакомиться на сайте проекта. В них приняло участие 130 компаний в 2009 г и 162 в 2015 г.

Ключевые специалисты меньше всего страдали от понижения уровня оплаты труда.

У ключевых специалистов меньшее всего оплата труда упала в 2009 г. и больше всего выросла в 2015 г.

Сокращать собирались ключевых специалистов только 24,8% компаний, а рядовых сотрудников 41,9%, менеджеров 37,2%

В 2009 г. компании, успешно проходившие кризис, тешили себя планам нанять лучших людей, ушедших из других компаний, в итоге оказалось, что это сделать очень трудно, лучших людей не отпускали даже при массовых сокращениях.

Является ли это признаком того, что к ключевым специалистам относятся как к капиталу? С нашей точки зрения – нет, не допускать ухода не то же самое, что инвестировать в развитие и рост продуктивности.

Как компании относятся к инвестициям в людей

Что значит для компании инвестиции в сотрудников?  это не только объем финансовых затрат, но еще время руководителей, время HR-специалистов, структура затрат на категорию персонала, наличие и качество реализации практик, стимулирующих и поддерживающих развитие, структура мотивационного пакета.

Вовлеченность, незапланированная текучесть, абсентеизм (незапланированное отсутствие на рабочем месте) – по этим параметрам можно оценить, реально ли к персоналу в компании относятся как к капиталу. По каким признакам это сделать?

Сотрудники - капиталСотрудники - ресурс
Затраты на обучение и развитие
Направлены на приобретение компетенций для расширения зоны ответственности (например, освоение смежного функционала, стажировка в других отделах, на других предприятиях) или решения более амбициозных задач, чем обычноДостаточны для соответствия сотрудника текущим требованиям работы
Структура затрат на категорию персонала
Затраты включают в себя статьи на регулярное обучение и развитиеЗакрываем минимальные потребности, социальный пакет соответствует принятому на рынке труда минимальному набору
Включение в программы развития
Программы развития под перспективные задачи, сначала учим, потом или параллельно включаем решение новых для сотрудника и/или бизнеса задач (например, обучение в программе развития лидеров и включение в проект по внедрению новых технологий)Под конкретную задачу, для обучения навыкам и компетенциям необходимым здесь и сейчас (например, обучение работе на новом оборудовании, новом ПО и пр.)
Включение в процесс управления личной эффективностью
Участвуют в процессе, руководители и HR функция подходят к этому не формально, а исходя из конкретного сотрудника и возможностейНе участвуют в процессе, или процесс формален, делается для галочки
Уровень вовлеченности сотрудников
Высокий Средний и ниже
Незапланированная текучесть персонала
Ниже рынка для данной отрасли и категории персоналаВыше рынка
Незапланированное отсутствие на рабочем месте  (прогулы, отгулы, больничные, отпуска за свой счет и пр.)
Ниже рынка для данной отрасли и категории персоналаВыше рынка
Ожидания от сотрудников
Берут на себя больше ответственности, чем требуется, проявляют инициативу. Предлагают развивающие бизнес идеи и реализуют ихВыполняли обязательные требования, регламенты. Выполняли задачи в рамках своей области ответственности

Проверьте, какие признаки отношения к людям как к капиталу или ресурсу есть для ключевых специалистов Вашей компании. Достаточны ли инвестиции финансов, времени, усилий в развитие ключевых сотрудников?

В компаниях разных типов проблемы с персоналом разные

В случае недостаточного инвестирования в персонал в компании можно наблюдать усиление типичных проблем.

Вне зависимости от размеров бизнеса (более чем в половине компаний планеты работают меньше двадцати человек), сложности его организации и длительности функционирования, каждую компанию можно отнести к одному из четырех основных типов (типология ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», рассматривается на программе «Стратегическое управление в условиях изменений» Сергея Макшанова).

Для каждого типа компании характерны свои проблемы с персоналом, и если инвестиции в людей недостаточны, эти проблемы существенно усиливаются.

Типы компанииПримерыТипичные проблемы в работе с персоналом
Производители технически несложного продуктаПроизводители бытовой химии, мебели, парфюмерии и косметики, стройматериалов и пр.Не соблюдение стандартов и регламентов Недостаточная производительность труда
Производители технически сложного продуктаПроизводители высокоточных приборов, авиационного транспорта, автомобилей, электроники, станкостроители и др.Отсутствие профессионалов на рынке труда Затруднена преемственность и передача компетенций Новички долго учатся и уходят до того, как выходят на необходимый уровень продуктивности
Сервисные компанииПоставщики простых в оказании услуг: торговля, туризм, красота, спорт, ремонт помещений, …Несоблюдение стандартов и регламентов Высокая текучесть
Профессиональный сервисЮридические, медицинские, образовательные, консультационные услуги, НИОКР и пр.Долго входят в профессию, длинный цикл инвестирования. Сотрудник для клиента ценнее, чем компания – риск ухода из компании вместе со своими клиентами

В среднесрочной перспективе эти проблемы приводят к ослаблению стрежневых компетенций компании, которые обеспечивают конкурентоспособность, и потере рыночной силы и позиций.

Менеджеры всегда хотят увидеть будущее как для себя, так и для своих компаний. Но неопределенность только нарастает. Стратегическое управление важно во всем, в том числе в управлении людьми.

Таким образом важными пунктами по снижению неопределенности являются регулярные инвестиции в человеческий капитал и создание системы стратегической мотивации персонала. Тот, кто «обучает впрок», уже сейчас получает рост мотивированности команды и новые идеи.

В ходе программы «Стратегическое управление в условиях изменений» менеджеры рассматривают критические точки стратегии персонала и эффективное решение по стратегической мотивации персонала.

Автор: Юрий Михеев

Кандидат психологических наук,

Руководитель исследования HR практик в кризис (https://www.hr-survey.ru/)

Руководитель направления «People Up! Оценка и развитие сотрудников»

ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ