Методы развития креативности 5: метод шляп

развитие креативности

 

 

Шесть шляп мышления: зачем Эдварду де Боно столько головных уборов

 

Полемика лежит в основе нашей культуры. Мы берем несколько точек зрения на один и тот же вопрос, сталкиваем их в споре и принимаем победителя как правду. Этот трюк мы с вами используем постоянно: когда принимаем сиюминутные решения, формируем свои взгляды и доказываем что-то другим людям. Проблема заключается в том, что самая агрессивно защищаемая идея не всегда оказывается самой жизнеспособной. Сегодня мы поговорим о методе шести шляп мышления, позволяющем отказаться от бесконечных споров и всесторонне рассмотреть любую проблему или идею.

 

Технология шести шляп

 

развитие креативности

 

Эдвард де Боно, британский психолог, создал метод, позволяющий выйти за рамки стереотипности человеческого мышления. Накапливая опыт, наш мозг формирует все более устойчивые представления об окружающем мире. Постепенно мы становимся заложниками этих представлений: они становятся стереотипами, «затвердевают» и мы с трудом можем представить себе мир, в котором что-то работает не так, как мы считали.

 

Метод 6 шляп представляет собой последовательное обращение к 6 типам человеческого мышления, которые мы почти никогда не используем единовременно. «6 шляп» позволяют осознать предмет исследования всеми возможными путями, под каждым доступным углом зрения. После этого, можно попытаться сформулировать целостное представление о нем, которое будет свободно от стереотипов и рамок.

 

Шесть шляп мышления: приемы и пошаговый план

 

развитие креативности

 

Итак, нам нужно вооружиться проблемой, которую мы решаем и нарисовать 6 шляп разных цветов (если вы работаете в группе, пусть каждый человек возьмет на себя одну шляпу). Когда подготовительный этап завершен, можно приступать к работе.

 

Шляпа №1. Белый.

 

Наиболее привычный, рациональный способ мышления. На этом этапе мы анализируем всю имеющуюся у нас информацию и пытаемся сформулировать, какой информации нам не хватает. Пользуясь полученными данными, мы будем предлагать и записывать все выводы и детали, способные помочь в решении задачи.

 

Шляпа №2. Красный

 

Пришло время для интуитивного и чувственного познания объекта. На этом этапе мы стараемся быть искренними с собой и группой, озвучивать и записывать все ощущения и эмоции, которые вызывает у нас задача.

 

Шляпа №3. Черный

 

На этом этапе мы становимся критиками и пессимистами, нещадно, но взвешенно разбирая и саму проблему, и способы ее решения. Главная наша задача – поиск уязвимых мест и болевых точек предмета исследования.

 

Шляпа №4. Желтый

 

А теперь переворачиваем все с ног на голову. Займемся рассмотрением того, о чем говорили на предыдущей ступени, но уже с позиции неисправимого оптимиста. Ищем позитивные стороны, преимущества и неоспоримые плюсы.

 

Шляпа №5. Зеленый

 

Самое время обратиться к креативному мышлению. На этот раз в ход пойдут все доступные нам техники. Они пригодятся для того, чтобы отказаться от оценок и как можно интенсивнее развить все предложенные предыдущими шляпами решения и предложения.

 

Если вы не уверены в том, какой метод использовать, мы рассказывали о самых эффективных техниках креативности в статье «Главные инструменты креативного мышления» и подробно останавливались на техниках фрирайтинга и брейнрайтинга в статьях «Фрирайтинг: метод развития креативности «от противного» и «Молчаливая креативность №635: брейнрайтинг».

 

Шляпа №6. Синий

 

Теперь мы перестаем вырабатывать какие-то ни было решения. Синяя шляпа – это шляпа для подведения итогов. Обычно этим этапом полностью управляет ведущий. Его задача: поставить задачу в начале процесса и подвести итоги в шестой шляпе. В результате, мы получили возможность всесторонне рассмотреть проблему и, скорее всего, уже нашли целый список решений, которые осталось только реализовать.

 

Используйте методику шести шляп мышления чаще и вы удивитесь, насколько широким может быть тот угол зрения, под которым мы можем смотреть на одну проблему или задачу. А чем шире и полнее мы видим ситуацию, тем эффективнее избавляемся от стереотипов и находим творческие решения!

Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».

На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ