Молчаливая креативность №635: брейнрайтинг — необычный способ групповой генерации идей
В нашем представлении тема креативности напрямую связана с чем-то хаотичным, ярким и шумным. Эти образы возникают ассоциативно, мы ничего не можем с ними поделать. Но во многом мы правы: те методы креативности, которые мы рассматривали в статье «Срочно нужно решение: главные методы генерации идей» предполагают значительную долю коммуникации с другими людьми и деятельный, сложносоставной процесс, который может казаться хаотичным со стороны.
Но что если мы скажем вам, что сегодня речь пойдет о таком методе генерации идей и развития креативности, который предполагает групповую работу? И в ходе нее участники не произносят ни слова. Мы, конечно, говорим о брейнрайтинге.
Метод 6-3-5
В 1968 году Бернд Рорбах открыл миру созданный им метод активации творческого потенциала группы, который получил название «метод 6-3-5». Правила работы с этой техникой были просты и умещались в одно предложение:
6 человек – 3 идеи – 5 минут
Чуть позднее, в 1970-ые он был развит группой исследователей Института Баттеля во Франкфурте, где и получил название «брейнрайтинг». Мы собрали всю практическую часть метода воедино.
Правила брейнрайтинга
Итак, нам необходима группа, состоящая из 6 участников. Можно обойтись и без ведущего. Каждый из участников должен записывать 3 идеи или способа решения проблемы каждые 5 минут. Процесс выглядит так: группа садится за стол и начинает записывать идеи на отдельных листах или стикерах. После того, как идея сформулирована, ее передают соседу справа. Он, в свою очередь, может добавить или развить ее, но не имеет права критиковать. Когда первые три идеи возвращаются к своему автору, пройдя круг дополнений и улучшений, сессия завершается. Все вышеперечисленное происходит в полной тишине. Брейнрайтинг подразумевает, что несмотря на присутствие групповой динамики, участники никак не коммуницируют друг с другом. Помните, что все решения формируются спонтанно и параллельно друг другу.
В конце сессии группа складывает результаты работы в центр стола и совместно знакомится с ними. На этом этапе уже можно говорить и критиковать (не увлекаясь). Отобрав самые интересные идеи, вы можете удивиться своей продуктивности и отправиться дорабатывать, либо реализовывать их на практике.
В альтернативном варианте идеи соседа можно использовать только для того, чтобы вдохновиться и передать его карточку дальше. Создаете три идеи за пять минут, вдохновляетесь идеями соседей, снова записываете три свои. В такой ситуации, после 30 минут работы у группы окажется на руках 108 идей, созданных в полной тишине.
Свой собственный брейнрайтинг
Эта технология хороша именно тем, что от нее можно и нужно отступать. Если вы решили опробовать себя в брейнрайтинге, то попробуйте воспроизвести две изначальные техники, а потом добавляйте к ним произвольные элементы.
Рисование
Попробуйте заменить классическое записывание на схематичные (и не очень) зарисовки идей. То есть вместо того, чтобы записывать свою идею, каждый участник должен будет схематически изобразить ее на листе бумаги. Этот метод заставит группу активно пользоваться ассоциативным и образным мышлением, рисуя и считывая смыслы чужих картинок. Это загружает именно те центры мозга, которые помогут нам достичь прорывных идей.
Картинная галерея
Этот способ можно смешать с его соседом из пункта №1. Вместо того, чтобы передавать карточки сидя за столом, закрепите за каждым из участников место на стене. Когда первый интервал времени истечет, участникам нужно будет отойти от своего «полотна» и подойти к полотну соседа. Здесь они могут дополнить уже существующие записи или рисунок, создать свой собственный и т.д. В результате, процесс станет похож на посещение картинной галереи, в которой вы можете стать соавтором полотен на стенах.
Поверьте, метод брейнрайтинга – это бесконечный кладезь веселья и креативности. Даже если со стороны он выглядит угрюмо и непонятно. Зато он сможет наглядно доказать вам, что иногда молчание — золото даже в вопросах креативности.
Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».
На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».