Коммуникация в изменениях

Более половины сотрудников, включенных в изменения, регулярно испытывают нехватку информации и коммуникации. При этом проекты с эффективно налаженной связью на 30% чаще достигают поставленных целей. Как выстроить коммуникацию в изменениях по алгоритму 6Ws, рассказала Татьяна Морозова.

Содержание:

  1. Важная роль коммуникации в изменениях
  2. Алгоритм 6Ws
  3. Кому необходимо рассказать об изменениях?
  4. Когда им необходимо рассказать?
  5. О чем им нужно рассказать?
  6. Кто предпочтительные отправители сообщений?
  7. Как должно быть доставлено сообщение?
  8. Кто должен проконтролировать коммуникационный план?
  9. Шаблон коммуникационного плана

Неважно, какой модели управления изменениями вы придерживаетесь. Планирование и организация коммуникации будет краеугольным элементом внедрения нововведений всех без исключения подходов и концепций.

Многочисленные исследования эффективности коммуникации показывают наличие существенных барьеров и разрывов между тем, как по нашим ощущениям обстоят дела, и фактическим положением этих дел.

Например, социальный психолог Ренсис Лайкерт в XX веке на примере одного из предприятий определил барьеры между работниками и начальниками. Он установил, что 85% мастеров считали, что их подчиненные хорошо и свободно ощущали себя при обсуждении рабочих вопросов, в то же время, согласно ответам самих сотрудников, только 51% из них действительно чувствовал свободу.

По данным Prosci, более 50% сотрудников, включенных в изменения, регулярно испытывают нехватку информации и коммуникации со стороны агентов и лидеров изменений. При этом проекты, в которых эффективно управляют коммуникацией, на 30% чаще достигают поставленных целей.

Коммуникация — условно бесплатный и безусловно эффективный способ повысить осведомленность, вовлеченность и минимизировать сопротивление сотрудников в период перемен. Поэтому в нее однозначно стоит проинвестировать время и энергию проектной команды.

ПЛАНИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЕКТЕ

Чтобы спланировать коммуникационную стратегию и план для поддержки внедрения изменений, можно опираться на алгоритм

6Ws

(адаптировано из The managing change pocketbook by Neil Russell-Jones.)

1 Who should be told? Кому необходимо рассказать об изменениях?
2 When should they be told? Когда им необходимо рассказать?
3 What should they be told? О чем им нужно рассказать?
4 Who should be preferred senders? Кто предпочтительные отправители сообщений?
5 Where should the message be conveyed? Как должно быть доставлено сообщение?
6 Who should control the communication process? Кто должен проконтролировать коммуникационный план?

Последовательно разберем каждый из 6 вопросов.

Вопрос №1. КОМУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо ввести понятие «стейкхолдер». В управлении изменениями стекйкхолдерами являются все заинтересованные лица, на кого повлияет изменение как в положительную, так и в отрицательную стороны. Это довольно широкий круг, в который входят даже косвенно вовлеченные.

Для каждой группы стейкхолдеров необходимо предусмотреть свои действия по информированию. В некоторых случаях определение стейкхолдеров может быть не так очевидно, из-за чего существует риск забыть о той или иной группе. Рассмотрим на примерах.

Пример 1.

HR-подразделение автоматизирует ведение кадрового учета. Кажется, что стейкхолдерами изменения становятся непосредственно те сотрудники, кто занимаются кадровым учетом, и специалисты финансового отдела, кто берет данные из системы для расчета выплат. Однако в данном случае стейкхолдерами становятся все сотрудники компании, так как новая система влечет за собой изменение порядка и формы подачи ряда заявлений — на отпуск, заявки на командировку и так далее. Для минимизации ошибок и кругов согласований сотрудникам компании также будет полезно дать информацию о нововведении.

Пример 2.

Группа разработки банковского приложения дорабатывает главную страницу приложения. Неочевидными стейкхолдерами проекта становятся все пользователи данного приложения — для них будет изменен привычный клиентский путь, расположение кнопок. Поэтому необходимо будет проинформировать клиентов о новом расположении привычных функций приложения.

Вопрос №2. КОГДА ИМ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ?

Старт и частота коммуникаций будет зависеть от группы стейкхолдеров. В зависимости от степени влияния изменения на них — насколько серьезно им предстоит поменять свою модель поведения — интенсивность и периоды коммуникации будут разными.

За отправную точку создания коммуникационного плана можно взять три принципа:

  • Первое сообщение об изменении должно быть как можно ближе к принятию решения о внедрении изменения. Это необходимо для минимизации слухов, домыслов и искажения информации.
  • Необходимо обеспечить 5-7 касаний для ключевых сообщений. По исследованиям Prosci, именно после стольких повторений сотрудники обратят внимание на изменение.
  • Коммуникационный план должен быть интегрирован в план управления проектом и поддерживать ключевые вехи: старт, диагностика, тестовый запуск, тиражирование, оценка результатов, завершение.

Вопрос №3. О ЧЕМ ИМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ?

Планируя инфоповоды и содержание коммуникации, в первую очередь можно опираться на основополагающие принципы, а затем добавлять смыслы в зависимости от группы стейкхолдеров, масштаба и характеристик проекта.

Ниже приведены основополагающие принципы содержания коммуникации.

  1. Первые сообщения об изменениях должны отвечать на 3 вопроса:
  2. — Почему изменение необходимо? Что является его предпосылками?

    — Почему изменение происходит сейчас?

    — Что будет, если мы ничего не изменим?

  3. Следующие сообщения должны отвечать на вопрос «Что это изменение несет для меня?», то есть объяснять последствия нововведения для стейкхолдеров на индивидуальном уровне.
  4. Далее инфоповоды могут освещать ключевые события проекта, например:
Старт проекта и ожидаемые результаты Первые победы
Диагностика текущего состояния Трудности, с которыми мы столкнулись
Выявленные проблемы, которые должны быть устранены в результате изменения Сбор обратной связи
Ход проекта Чем сотрудники могут помочь команде изменений нам помочь
Старт обучения Прогресс достижения результата
Тестовый запуск Выученные уроки и так далее

Исходя из групп стейкхолдеров, необходимо продумать ключевые сообщения: что именно и как именно рассказать конкретной группе людей. Чем приближеннее к рабочей практике и ориентированнее на потребность сотрудников будет сообщение, тем больше доверия оно вызовет.

Рассмотрим на примере цепочку сообщений по различным инфоповодам.

Проект «Обновление корпоративных ценностей»

  1. Выступление Генерального директора о причинах пересмотра корпоративных ценностей — почему это важно компании, как это связано со стратегией, какие результаты ожидаются.
  2. Презентация HR-директора «Новые корпоративные ценности» — очно с размещением презентации на корпоративном портале.
  3. Публикация новости или статьи на корпоративном портале, лифлет с новыми ценностями.
  4. Каскадная коммуникация по всей организационной структуре — короткая презентация руководителей функциональных подразделений о новых ценностях. Обсуждение в подразделениях: «Насколько мы соответствуем ценностям? Что является нашими ближайшими зонами развития?».
  5. Серия семинаров на основе деловой игры «Наши ценности» для сотрудников силами внутренних фасилитаторов.
  6. Выпуск мерча, сувенирной продукции с новыми ценностями, призыв собрать всю коллекцию.
  7. Новые плакаты с ценностями в офисе в местах скопления людей.
  8. Обновление ежегодной оценки сотрудников, оценки 360° с учетом новых ценностей.
  9. Сессия вопросов и ответов для руководителей по новым ценностям
  10. Внедрение ежегодной номинации по каждой компетенции — «Самый…сотрудник».

Вопрос №4. КТО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ОТПРАВИТЕЛИ СООБЩЕНИЙ?

Доверие к коммуникации тесно связано с тем, кто ее проводит. По исследованиям Prosci, люди предпочитают получать информацию об организационных причинах изменений, то есть первые сообщения о старте изменений, от ТОП-руководителей, спонсора изменений, первого лица.

В то же время информацию о том, как изменение повлияет на деятельность конкретных сотрудников, люди предпочитают получать от своих непосредственных руководителей.

Одно из самых важных, что было доказано — почти никто из сотрудников, всего 7%, не доверяет сообщениям от проектной команды, функций PR, HR, маркетинга о необходимости изменений, их причинах и последствиях. При этом информацию о ходе проекта изменений, его этапах люди предпочитают получать от вовлеченных в реализацию, например, от проектной команды.

Таким образом, выбирая спикеров и отправителей сообщений, необходимо учитывать:

  1. Цель сообщения и желаемый эффект — сформировать понимание необходимости, вдохновить, проинструктировать и прочее.
  2. Конгруэнтность спикера теме — о цифровизации лучше попросить рассказать самого технологичного руководителя, а не ригидного консерватора.
  3. Единство представления информации на всех уровнях организации — полезно подготовить спикеров по ключевым тезисам, ответам на вопросы, предоставить несколько слайдов, а при масштабных изменениях провести обучение спикеров.

Вопрос №5. КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТАВЛЕНО СООБЩЕНИЕ?

Доступных каналов коммуникации очень много. Выбирая, можно ориентироваться на следующие правила:

  • Очная коммуникация всегда лучше дистанционной — электронного письма недостаточно.
  • Двусторонняя коммуникация всегда эффективнее односторонней — запланируйте сбор обратной связи, сессии вопросов-ответов, проверку понимания.
  • Ключевым сообщениям потребуются 5-7 касаний по разным каналам.
  • Визуальные методы коммуникации способствуют восприятию, пониманию и запоминанию.
  • Важны удобство и легкость доставки сообщения конкретной группе стейкхолдеров — бессмысленно отправлять электронное письмо оператору производственной линии.

Вопрос №6. КТО ДОЛЖЕН ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПЛАН?

В чьей ответственности будет разработка коммуникационного плана? Кто распределит задачи? Как спикеры узнают о своей роли? Откуда получат материалы? К кому могут обратиться за помощью, подготовкой, материалами? Как сообщат о результатах выполнения своих действий?

Полезно подойти к исполнению коммуникационного плана как к любому плану действий или дорожной карте. Пускай там будут отражены все шаги, сроки, ответственные, ожидаемый результат. Хорошо, если контроль по исполнению плана будет закреплен за конкретным членом команды изменений. Тогда план начнет работать на цели проекта, а не остается в ранге «факультативных» задач.

Шаблон коммуникационного плана вы можете скачать по ссылке ниже

Скачать шаблон

Предлагаем вам и вашим сотрудникам получить практический опыт прохождения изменений на бизнес-симуляциях Института Тренинга: «Наш айсберг тает!» по модели Джона Коттера и «Промышленная революция» по модели ADKAR.

Все необходимые знания, навыки и инструменты для управления изменениями собраны в корпоративной программе «Управление изменениями». Покажем, какие возможны препятствия на пути изменений, и какие факторы помогают через них пройти!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ