Как распознать лидера: формула успеха и условия для роста

Лидер — это не просто должность, а сочетание личных качеств, мотивации и благоприятной среды. Кто из сотрудников сможет взять ответственность в условиях неопределенности?

Определение лидера среди сотрудников
Содержание

Как определить лидера?

Кто такой лидер? Это тот, кто ведет других за собой. Но как понять — за кем пойдут люди? И кто готов за собой вести?

Чтобы стать лидером, нужно быть готовым проявлять инициативу и ответственность в ситуации неопределенности и вызова, побуждая сотрудников мобилизовать силы и способности для достижения целей организации.

Инициатива и ответственность — это то, что можно увидеть в поведении человека и понять, есть ли шанс, что он готов вести других за собой, а дальше вступают в силу внешние обстоятельства:

  • Ситуация: насколько она трудна для группы или коллектива и насколько знакома нашему потенциальному лидеру.
  • Среда: лидер один быть не может, нет группы — некого вести; группа может отдать полномочия лидеру, а может и не отдать.

Изучаем человека

Сложность прогнозирования лидерства — в том, что некоторые факторы измерять затруднительно. Поэтому мы обычно фокусируемся на том, что есть в самом сотруднике такого, что повышает вероятность его лидерства. Есть ли у него внутренние ресурсы, потенциал брать инициативу в свои руки и нести ответственность за себя и за команду.

Для этого у нас есть два подхода:

Потребности лидеров и рядовых сотрудников

Одно из наших исследований, «SS-анализ потребностей» (SS — Significance Satisfaction), показывает, насколько значимы те или иные потребности для сотрудника и насколько он их удовлетворяет, работая в компании. Выявляются четыре области:

  • «Горячая» — эти потребности важны, но не ощущаются удовлетворенными.
  • «Хорошие результаты» — эти потребности важны и удовлетворены.
  • «Область не важных потребностей» — те, удовлетворение которых не обязательно.
  • «Область Переоценки» — потребности, удовлетворить которые компания дает, но сотруднику это не важно (например, обеды, которые могут сотруднику быть не нужны).

Для топ-менеджеров в «горячей» области находятся: участие в решениях и информация о результатах. В области «Хорошие результаты» — потребность в лидировании. В области «Переоценка» — стабильность и хорошее отношение.

Иное распределение потребностей у менеджеров среднего звена (их картина не отличается от рядовых сотрудников). Лидерство здесь находится в области «Переоценки» и в этом глубокий эволюционный смысл: не каждому быть лидером и большинство этого не хочет. А вот в “Горячей” и “Хорошем результате” две потребности: принадлежность группе “я принадлежу к сообществу, я здесь занимаю место”, и хорошие отношения “меня уважают, я уважаю”.

Итак, между теми людьми, которые выходят вверх, и теми, кто остается на средних или исполнительских позициях, есть разница в актуальных потребностях. Те, кто готов поступиться отношениями, оказаться в ситуации нестабильности, в том числе при взаимодействии с другими, — с бо́льшей вероятностью могут оказаться наверху. Но одного этого недостаточно. Посмотрим, что происходит изнутри с человеком, который двигается вверх по карьерной лестнице.

Потенциал личности, мотивация и карьера

С 1998 года в рамках проектов Института Тренинга по оценке персонала мы помогаем компаниям принимать правильные кадровые решения: мы исследуем потенциал личности человека, состоящий из коммуникативного, мотивационно-волевого и интеллектуального потенциалов (три классические области личности в психологии).

Для измерения уровня личной мотивации создан тест на основе биографических данных. Опрашиваемый рассказывает не просто, что он о себе думает, а факты своей биографии, что дает бо́льшую точность измерения.

У 80% топ-менеджеров выявляется существенно более сильная личная мотивация, чем у остальных. Если у человека есть драйв, желание что-то делать, личная энергия, то он может ее вкладывать и добиваться большего, двигаться вверх.

Прогноз лидерства составляется на основе действий человека по жизни: если он в прошлом делал больше, чем требовалось и ожидалось, просто потому, что хотелось, тем больше вероятность, что и на новом рабочем месте это может проявиться.

Этот критерий очень четко дифференцирует карьерную успешность людей. У половины рядовых сотрудников и тех, кто находится на уровне среднего менеджмента – уровень мотивированности средний или ниже среднего. Те же, у кого он выше среднего, с большей вероятностью могут стать лидерами.

Кроме мотивации важно оценить интеллект человека. Под интеллектом здесь понимается врожденный интеллект, тот, который Кеттелл называл флюидным. Получается простая формула высокопотенциальных сотрудников: способности (интеллект равный либо выше среднего уровня группы, которой он руководит) плюс мотивация (человек, который хочет делать больше). Главное в этой формуле – именно мотивация. Человек с более низким врожденным интеллектом может достичь большего, чем человек с более высоким интеллектом, но низкой мотивацией. По утверждению Стивена Хокинга, важнее всего то, насколько человек способен осваивать новый вид деятельности, адаптироваться к изменениям.

Мотивы

Важен также не просто уровень мотивации, а что она в себе заключает для человека. В ходе исследования силы мотивации мы исследовали и качество этой мотивации, какие мотивы доминируют.

Существуют три основных мотива: власть, присоединение и достижение. Эту классификацию предложил Давид Макклелланд:

  • Мотивация власти (англ. power) — возможность и желание быть круче, сильнее, приобретать влияние на других, на ситуацию вообще, на себя самого, внутренняя сила, могущество.
  • Мотивация присоединения – желание, потребность быть в хороших теплых дружеских отношениях с другими; кому-то это очень важно, кому-то не очень.
  • Мотивация достижения – это желание добиваться цели в большей степени самостоятельно, понимать: «я сделал, у меня получилось».

Соотношение мотивов определяет модель поведения и характер принимаемых решений. Какой должна быть мотивация лидера? По результатам наших исследований, это прежде всего те люди, у которых сильны мотивации власти и достижения, а мотивация присоединения – на третьем месте. Возможны вариации: если мотивация достижения важнее, чем мотивация власти, тогда это «организатор»; если очень важна мотивация власти, а на втором месте мотивация присоединения, тогда это «политик», человек, который занимается в первую очередь отношениями, выстраиванием правильных связей.

Как развивать мотивацию? Несколько идей

  • Дисциплина. В этом помогает спорт: тренируясь физически, преодолевая себя, мы тренируем свою волю — это очень важно.
  • Осознание своих смыслов. Если у нас есть достаточно стройная, продуманная система внутренних ценностей, мы можем добиваться бо́льшего просто за счет того, что не тратим энергию на борьбу с самим собой и занимаемся делом.
  • Удовольствие. У каждого есть привычные способы действия, от которых мы испытываем, скорее, удовольствие. Эти модели поведения отражают разные мотивы. Допустим, при столкновении с трудностью я иду к коллегам за советом – это присоединение. Погружаюсь в тему, сосредотачиваюсь, составляю план действий – достижение. Ищу, кто мне решит эту проблему, с кем надо договориться или на кого воздействовать — власть. Чаще поступайте так, как вам несвойственно; получение удовольствия от непривычного способа действия откроет огромный спектр возможностей.
Важно, что человек может развивать свою личную мотивацию только сам и в определенных условиях:
  • Необходимый уровень вызова, т.е. требуется прилагать усилия для чего-либо;
  • Неопределенность, т.е. требуется проявлять инициативу, действовать и брать на себя больше ответственности, контроля и власти;
  • Некоторый уровень поддержки (HR с кадровым резервом, пулом талантов и т.д.).

Итог: как системно работать с лидерством в компании?

  1. Найти потенциальных сотрудников, с достаточным интеллектом и высокой мотивацией.
  2. Создать условия, среду, в которой они могут почувствовать вкус победы. Для этого им нужно дать возможность проявить себя, например, в проектах, внутренних стартапах или в более значимых ролях.
  3. Чтобы они могли справиться, важно создавать баланс вызова: давать им достаточно трудные задачи, неопределенности (поручать принятие решений в сложных или непонятных ситуациях), и, что часто недооценивают — поддержку старших товарищей.

Чтобы точно определить, кто из ваших сотрудников обладает лидерским потенциалом, мы рекомендуем:

Оценку потенциала личности — ключевые сильные стороны сотрудника и определить потенциальные ограничения.

Оценку 360° по лидерским компетенциям — анализ поведения и влияния человека в коллективе.

Эти инструменты помогут вам не только выявить скрытых лидеров, но и создать условия для их роста, обеспечив компании сильных управленцев в будущем.

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ