Как перейти от «навязывать» к «вовлечь»?

У Вас появляется новая реальность — обучение других людей. Казалось бы, все просто: приду и расскажу, ведь я так много знаю по этой теме. А на практике приходишь, говоришь, а почему-то люди не очень хотят слушать. Почему так происходит? Что не так?
Как перейти от «навязывать» к «вовлечь»?

В один прекрасный момент Ваш руководитель говорит Вам:

«У нас новая задача. Как ты знаешь, мы внедряем новый процесс/форму/отчет. Ты лучше всех в этом разбираешься, и нужно научить коллег этим пользоваться. Иди, расскажи им, что к чему».

Или Вы сами говорите:

«Я так давно в этой теме, я готов рассказать всем, чтобы было больше общей пользы!».

У Вас появляется новая реальность обучение других людей. Казалось бы, все просто: приду и расскажу, ведь я так много знаю по этой теме. А на практике приходишь, говоришь, а почему-то люди не очень хотят слушать. Скучают, отвлекаются.

Конечно, такая ситуация расстраивает. Ведь, скорее всего, Вы много сил и времени вложили в то, чтобы подготовиться: разработали структуру выступления, подобрали примеры, может, даже сделали слайды. А людям не интересно…

Почему так происходит? Что не так?

Средний взрослый читает около 275 слов в минуту, а говорит со скоростью около 150 слов в минуту. Кроме того, оказывается, за день в голове возникает от 25 000 до 100 000 мыслей и образов. То есть одна мысль сменяет другую с частотой 1–3 секунды.

То есть интересные слайды не слишком спасут ситуацию. Пока вы будете рассказывать, люди уже прочитают слайд и опять заскучают. Тем более, если вы будете читать то, что написано на слайде. 

8,25 секунды столько времени в среднем человек может концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь. В 2000 году этот интервал составлял 12 секунд.

(12 – 8,25 / 12) х 100 = 31,25% — на столько упала способность концентрироваться у современного человека по сравнению даже с концом XX века. (Данные взяты из: «Вокруг света» №4, апрель 2018 г.)

Что это значит для тренера? Это значит, что лекция не работает. Людям трудно удерживать внимание, прослеживать логические связи, концентрироваться на смысле. И это значит, что у участников обучения есть еще ресурсы, которые мы можем задействовать.

Каждый из участников может:

  • услышать (та самая знакомая нам лекция);
  • увидеть (картинки, таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты, рисунки);
  • сделать руками (распределить карточки, сделать макеты, заполнить таблицы);
  • обсудить (поговорить с коллегами в группах, в парах);
  • подумать (самостоятельно, если Вы дадите ему вопрос и время);
  • посчитать, выстроить логику (изучили алгоритм — пусть разложат карточки с этапами алгоритма в нужной последовательности);
  • напеть, запомнить и/или придумать рифму (стихи и считалки запоминаются лучше прозы);
  • показать (на схемах, рисунках, картах, жестами или характерными движениями).

Такой подход превращает лекцию в серию интерактивных заданий, где каждый участник задействует другие свои ресурсы, кроме слушания.

Рассмотрим на примере лекции про устройство двигателя.

Тренер рассказывает и одновременно прикрепляет на доску элементы двигателя. Постепенно собирается картинка двигателя. Участники не видят всю картинку сразу, им интересно, что будет дальше. А после такой короткой лекции следует задание «Слепая модель». Участники получают рисунок двигателя и им нужно подписать его части. Если делать это задание в группах, каждая группа на своей доске/флипчарте, то подвести итоги можно так — сравнить подписи разных групп. Участники могут делать это сами. Нахождение ошибок также работает на то, чтобы части двигателя лучше запомнились.

Известно, что количество повторов способствует запоминанию. При такой конструкции задания — услышали от тренера, сами подумали и написали, обсудили с коллегами, увидели, что сделали другие группы, сравнили со своими ответами, обсудили ошибки — количество повторов информации увеличивается в 4 раза! Причем интересно и незаметно для участников. 

Так мы переходим от навязывания к вовлечению. Узнать больше о том, как переводить лекции в интерактивные задания, Вы можете на нашей мастерской «7 талантов» и из статьи «Увлекательные харды» в нашем блоге.

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ