Мир всегда находится в изменениях, особенно ярко с 2020 года. У всех людей разное отношение к этому. Но изменения никого не оставляют равнодушным.
У каждого взрослого человека есть серьезные, фундаментальные установки к действиям. Узнаем, как их можно измерить и что сделать, чтобы чувствовать себя лучше в изменениях.
Реакция на изменения
Готовность к изменениям — ключевой фактор успеха современного человека.
Бизнес и внешняя среда меняются, постоянно приходится иметь дело с неопределенностью. Что делать с собой, с людьми в этой ситуации и как понять, готовы ли они к изменениям?
«Я хочу и способен меняться» — человек с такой установкой действует так, чтобы развиваться.
«Я такой, какой есть, мне не нужно развиваться» — действует, чтобы утвердить себя и ограничивать свое развитие.
Кэрол Дуэк: Манн, Иванов и Фербер; Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей.
Какие бы ни были изменения, они вынуждают пересматривать свое поведение. Это сложная и трудная задача для взрослого человека. «Сложная» — в какую сторону и как меняться, «трудная» — не хочется. У людей есть набор типичных способов реагирования, варианты действия, динамические стереотипы.
Взрослым людям хочется оставаться в стабильном состоянии, мозг уже не растет, нейронные связи стабильны, изменяться как минимум неудобно. Для человека самый удобный вариант, если все работает, как раньше. Это базовая установка очень сильно влияет на то, что мы делаем и как живем.
Как измерить реакцию на изменения
Эксперты Института Тренинга разработали поведенческую шкалу готовности к изменениям на основе многочисленных опросов.
За поведением стоят личные механизмы, установки, убеждения и ценности — вся личность человека во всем ее многообразии и сложности.
Компетенции измерить просто: отмечать ведет себя человек как написано в компетенции или нет. Намного сложнее понять личные установки участника изменений, будет ли ожидаемое конструктивное поведение, необходимое для изменений.
Эксперты Институт Тренинга разработали методику, которая позволяет измерить готовность к изменениям. То есть можно измерить вероятность того, что человек способен измениться и освоить новое требуемое поведение на рабочем месте.
Важно не только понять, что человек готов к изменениям и сделать на основе этого выводы — организационные, кадровые, помогающие. Нужно разобраться, что происходит внутри человека и какие аспекты личности связаны с готовностью к изменениям. Эксперты Института Тренинга выделяют четыре таких фактора:
- Эмоции и саморегуляция
- Мотивация
- Сферы влияния
- Возможности роста и развития
Эмоции и саморегуляция.
Эмоция — это субъективное переживание физиологических реакций.
Нам нравится нравится когнитивный взгляд на эмоции — когда мы смотрим на них с точки зрения их влияния на обработку информации. И в обратную сторону — как информация, которая у нас есть, влияет на наши эмоции.
Давайте посмотрим на такую модель:
Сначала человек что-то воспринимает и пропускает через систему убеждений. Моментальная оценка происходит прежде, чем осознание. Особенно это верно, если информация воспринимается как критическая или рискованная.
В этот же момент делаются первые гипотезы и предположения, приходит эмоциональный ответ. Пример: на человека несется что-то большое, он быстро воспринимает, оценивает, реагирует — и только после этого переживает эмоцию.
Мотивация.
Мотивация — это желание прикладывать усилия. Человек активен по своей природе, он не может не действовать. Люди — это сложная биологическая система. Мы находимся в постоянном процессе обмена с внешней средой. Энергия поступает в человека и от него исходит, это динамический процесс.
У человека есть энергия, которой он распоряжается — кто-то осознанно, кто-то в меньшей степени. Управление своей энергией — это отчасти вопрос фокуса внимания.
Мотивация, ее сила и направленность зависит от того, на что и как человек обращает внимание во внешнем и внутреннем мире.
Сильная мотивация означает, что у человека больше энергии и он может направлять ее на полезное для себя дело. Если человек мало ест, плохо спит или болеет — мотивация снижается.
Когда люди сфокусированы и понимают, что и как хотят делать, им легче приложить энергию и силу для освоения в изменениях.
Сферы влияния.
Для примера рассмотрим две крайности сфер влияния:
«Тварь я дрожащая или право имею?» Ф. Достоевский.
В ситуации, когда от человека не зависит внешняя среда, он становиться болен. Другая крайность — стремление распоряжаться жизнью другого. Обе точки патологические, но между ними находятся наши границы влияния.
Есть три сферы, которые соотносятся с человеческими возможностями.
Контроль — я непосредственно усилиями мыслей, волей контролирую процессы, могу их изменять.
В этой сфере можно влиять и контролировать свое поведение — отчасти восприятие, отчасти некоторые внутренние процессы. Не всегда это происходит осознанно.
Люди скорее влияют на процессы, связанные с когнитивной функцией.
Полностью контролировать себя человек не способен — он спит, болеет, может находиться под влиянием алкоголя и т.д.
Наблюдение — что я вижу, что мне доступно в восприятии.
Это область самая обширная из трех, на нее человек не имеет воздействия. Силой мысли на курс доллара не повлияешь.
Зона влияния несколько шире, чем зона контроля.
Человек может влиять на других людей, на свое психофизиологическое состояние. Например, сделать приседания и привести свое тело в тонус.
Важно точное понимание границ влияния. С позитивной точки зрения это даст возможности, чтобы хоть немного эти границы расширить. Можно попробовать выйти за пределы тех полномочий, которые уже лежат в зоне ответственности.
Понимание границ зон влияния одна из основ лидерства. Это помогает эффективно справляться с изменениями.
Многое зависит от управления восприятием себя как имеющим или не имеющем возможности. При положительных выводах человек может тратить энергию на то, что находится и вне зон его влияния.
Возможности роста и развития.
Изменения — организационные и обычные — требуют пересмотра поведения. Нужно научится делать что-то по другому, не так, как привык. Обучение подразумевает не только чтение лекций, но и освоение навыка на практике.
Эксперт Института Тренинга Юрий Михеев создал тест на основе этих четырех факторов. Этот опросник подходит как для личности, так и для бизнеса. Вы получите диагностику и выводы о готовности к изменениями.
Как повлиять на реакцию на изменения
Люди меняются гораздо медленнее, чем те требования, что возникают во внешней среде. Но восприятие и оценка ситуации изменяются быстрее.
Сам по себе эмоциональный ответ влияет на восприятие ситуации.
Пример: человек увидел что-то опасное, началась физиологическая реакция «бей/беги/замри». Происходящее вокруг начинает восприниматься как возможный источник опасности.
В ходе работы с собой человек может осознанно влиять на эмоции. Для этого нужно разбирать систему своих убеждений и построение гипотез в моменте реакции.
Человек постоянно находится в круге «action-reflection» — «сделал-подумал».
По нашему мнению, в условиях изменений те люди, которые больше делают, добиваются большего. Они получают много разнообразных результатов рефлексии и находят нужный путь для прохождения через изменения.
Чтобы повлиять на то, как вы реагируете, качественно повысить эффект рефлексии, нужно разобрать 3 пункта:
- результат
- процесс
- я сам: что думал, что чувствовал, как себя вел
Реже всего люди успевают подумать о себе. Когда цикл «action-reflection» нарушен, останавливается развитие.
Требуется большое количество энергии, чтобы и сделать, и подумать — поэтому часто один фактор западает. Коучинговый цикл состоит из того, чтобы после совершенного действия человек обдумал и смог в следующий раз подойти к вопросу по-другому.
Лидерство в ситуации изменений
В ситуации изменений всегда есть те, кто занимает лидерскую позицию.
Потенциал лидера изменений — это воля, интеллект и коммуникация.
Это классический подход к потенциалу личности в отечественной психологии. В Институте Тренинга есть диагностические инструментарии для каждой из этих компонент.
У человека, который лидирует изменения, эти показатели должны быть выше среднего. Человек с высокими показателями может оказать сильное влияние на ситуацию — больше, чем предписано регламентами.
Эксперты Институт Тренинга более 15 лет исследовали личностный потенциал человека.
Есть внешние критерии, которые показывают, что личная мотивация связана с успешной долгосрочной карьерой человека. Больше действий, больше энергии — больше успеха.
Интеллект — способность быстро осваивать новые виды деятельности.
Флюидный интеллект — скорость обработки информации и обучения.
Кристаллизованный интеллект — опыт и знания, приобретенные в ходе обучения и рабочей практики.
Cattell, R. Intelligence: Its structure, growth, and action.
Отношения с другими — это общительность, уверенное взаимодействия и позитивные отношения. Они либо поддержат, либо затормозят развитие. За счет правильно выстроенных отношений и нахождения в определенной социальной страте во многом определяется, кто будет у руля глобальных корпораций.
Если вы хотите узнать о своих личностных потенциалах, предлагаем Вам пройти тестирование. Вы получите оценку готовности к изменениям, интеллектуального, коммуникативного и волевого потенциалов. Также Институт Тренинга проводит программы по управлению изменениями.