Начав собирать данные о феномене «чистого листа», К.Милкман вместе с соавторами увидели, что люди чаще посещают фитнес-клубы осенью (начало учебного года), в начале недели, после каникул. В поисковых запросах по понедельникам происходит всплеск активности по слову «диета». Аналогичные подтверждения встречаются повсеместно. Данные недвусмысленно сигнализируют – у людей есть склонность планировать перемены, требующие от них немалых усилий, к периоду нового старта. Восприятие «чистого листа» возникает не только 1 января, но и накануне дня рождения, нового квартала, начала сезона, субъективно важной вехи и пр. Причем масштаб нового также оказывает существенное влияние на внедрение нового – «чем крупнее веха, тем больше шансов, что она поможет нам сделать шаг назад, перегруппировать силы и оторваться от прошлого влияния на успешность перемен», отмечает К.Милкман. Например, Новый год обладает бОльшей силой, чем простой понедельник; переезд в другой город в связи со стартом обучения в университете – мощнее, чем поступление в университет в своем городе.
В интервью люди отмечают, что в периоды «нового старта» испытывают «психологическое обновление» — прилив сил, больший оптимизм и уверенность в своих возможностях. Это позволяет им дистанцироваться от предыдущих неудач и дает мощный заряд для новой попытки.
Развивая идею «нового старта», исследователи продолжили сбор данных и нашли одну неприятную закономерность. Эффект «чистого листа» отлично аккумулирует энергию людей в случаях предыдущих неудач, однако имеет ровно противоположные последствия для тех начинаний, которые были результативными до обновления. Например, человек начал формировать привычку регулярных занятий спортом и на данный момент посещает фитнес-клуб трижды в неделю. Однако модель поведения еще не закрепилась. Остановка занятий в период двухнедельных каникул негативно отразится на возобновлении тренировок – скажется «эффект прерывания». В то же время человек, который не посещал занятия до каникул, покажет бОльшую частоту тренировок после возвращения.
Масштабное исследование эффекта «чистого листа» было проведено в 2014 году в США на примере призыва граждан к открытию накопительных пенсионных счетов. Ежегодно каждый американец трудоспособного возраста получает письмо с напоминанием о важности создавать пенсионные накопления. Письмо содержит оферту, где адресат может вписать свои данные, поставить галочку о согласии стать участником программы, поставить подпись и отправить конверт обратно. В части писем исследователи изменили текст призыва, добавив свои знания об эффекте «чистого листа». Они варьировали описание даты подключения к программе. В одном случае указывали «первый день весны», в другом – «первый день летних каникул в Пенсильванском университете», и даже «административный день в Пенсильванском университете» (как указывают сами авторы – «бессмысленное определение, которое мы просто придумали»). Так или иначе, дата, связанная с каким-то началом, казалась адресатам более привлекательной – уровень ответов был на 20-30% выше по сравнению с теми, кто получил письмо с нейтральной формулировкой или произвольной датой старта программы («20 марта», «третий четверг марта»).
Оборотная сторона «чистого листа»
Не секрет, что порядка 30% новогодних обещаний так и не получат шанса быть исполненными – люди просто не возвращаются к ним. И даже более того – примерно 80% обещаний не дадут должного результата, то есть люди потерпят неудачу во внедрении нового. Сильный аргумент против использования эффекта «чистого листа».
Однако на эти же данные можно посмотреть иначе. Привязка нового к моменту психологического обновления дает в 20% случаев положительный результат. Иными словами, одна из пяти целей будет достигнута, опираясь на идею «нового старта». Неплохой результат для абсолютно бесплатного драйвера изменений, не так ли?
Безусловно, это не волшебная таблетка. Однако, как резонно отмечает К.Милкман в своей книге, «если вы надеетесь на положительные перемены в своей жизни, но пессимистичны относительно шансов на успех, советую вам поискать вокруг возможности для нового старта». Еще один вклад на чашу весов в пользу возможного успеха.
Запуская изменения в компании, мы тоже можем опереться на феномен «чистого листа» и задуматься, как связать нововведения с важными вехами – началом сезона, нового года, квартала, достижением иных целей, юбилеем, приобретением нового статуса, запуском стратегии развития и пр. Новый старт повышает мотивацию сотрудников к переменам, аккумулирует силы, укрепляет оптимизм относительно достижимости целей и снижает негативное влияние предыдущих неудач.
У всех изменений, будь то организационные или личностные, есть человеческая составляющая. Изменения осуществляют люди. Им нужно помочь.
Как это сделать, какую модель изменений выбрать, как учесть все нюансы, мы в подробностях рассказываем на наших офлайн и онлайн-программах. Например, «Управление изменениями» и бизнес-симуляции «Наш айсберг тает», «Промышленная революция».