Однако мы не работает с данными факторами на тренингах. Почему? Структура интеллекта практически не меняются в течении жизни, тем более ее нельзя подвергнуть изменениям за короткий срок бизнес-обучения. За это отвечает генетика, которая у всех разная, к сожалению, повлиять на нее мы не в состоянии.
Но на что можно повлиять? В наших силах повысить отдачу от того, что у нас уже есть, раскрыть интеллектуальный потенциал.
Системное мышление
Системное мышление — это методология и философия, которая помогает понять и анализировать сложные системы. Это подход, который признает, что все в мире взаимосвязано и взаимодействует друг с другом, образуя более крупные системы.
Системное мышление помогает рассматривать систему в ее целостности, а не в изоляции от окружающего контекста. Оно позволяет исследовать взаимодействие элементов системы, их структуру и поведение, а также прогнозировать результаты изменений в системе. Именно такой запрос в какой-то момент возник в бизнесе.
История становления обучения системному мышлению в Институте Тренинга
Еще в 2006 году в нашу компанию обратился клиент за такой программой, которая развивала бы то, что сейчас мы называем системным мышлениям. Но на тот момент такое понятие еще не было распространено, и клиент хотел развивать проницательность своих сотрудников. Именно тогда, 17 лет назад, были сформированы поведенческие проявления компетенции «проницательность».
Человек с таким навыком:
- пользуется багажом своих знаний, концепциями, проводит аналогии с другими похожими ситуациями, чтобы лучше вникнуть в суть проблемы;
пытается смотреть на вещи с разных сторон. Смотрит на проблему в более широком контексте; - умеет заметить в информации повторяющиеся модели, тенденции или противоречия, и эта проницательность позволяет ему обеспечить немедленные (деловые) результаты;
- может оценить, как данная проблема влияет на все основные области работы, умеет разбивать сложные мероприятия и ситуации на более простые или более легкие для понимания элементы, может ясно и с пользой объяснить идеи, вопросы и факты;
- может предложить несколько вариантов действий и объяснить, каковы будут последствия каждого;
- представляет проблему или ситуацию с новой точки зрения, предлагает новую модель или новые концептуальные рамки для объяснения данного вопроса или ситуации, умеет посмотреть на дело со стороны;
- руководствуется принципом «почему бы нет?», чтобы сломать существующие стереотипы работы.
Позднее масса исследований крупных консалтинговых компаний, таких как World Skills, Skills of the future, выдавали список компетенций будущего, среди которых был как раз навык проницательности.
Системный подход к решению проблем
Для более глубокого развития компетенций наша компания еще 17-18 лет назад начала внедрять инструменты, без которых сейчас не представить консалтинговые проекты: PEST-анализ, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы. Но для более эффективной работы с системным мышлением пришлось дорабатывать инструментарий. Тогда сотрудники Института тренинга пошли учиться, в частности Евгений Доценко и Вадим Куценко отправились в Goldratt school, чтобы поработать с инструментами мыслительных процессов. Благодаря этому получилось освоить более системные подходы: дерево текущей реальности, принципы формулирования проблемы в рамках ее модели.
Для более продуктивной работы, которая позволяет намного лучше генерировать элементы стратегических решений и смотреть системно на факты, нам пришлось переделать классический SWOT-анализ в более уникальный инструмент. Об этом мы подробнее рассказываем на наших вебинарах.
В последующих версиях нашего подхода развития системного мышления мы делаем ставку на 3 вещи. Во-первых, взрослые люди гораздо лучше пользуются чем угодно, если понимают как это работают. Мы считаем, что участников надо знакомить с тем, как работает мозг в процессе обдумывания и принятия решения. Во-вторых, мы даем обновленные инструменты, доказавшие свою практическую ценность. В-третьих, в ходе освоения инструментов мы прокачиваем микро-навыки мышления и принятия решения.
Системный подход к принятию решений
В 2016 году судьба свела Евгения Доценко и Василия Ключарева, ведущего научного сотрудника Института когнитивных наук и кандидата биологических наук, они реализовали учебные сессии, в которых сфокусировались на принятии решений, в особенности с нейро-экономической точки зрения. Тогда родился продукт, сочетающий в себе внимание к нервным процессам принятия решений, понимание когнитивных процессов и знание прикладных приемов, помогающих повысить качество принимаемых решений. Решение — это выбор с последствиями. Для обращения решения затрачиваются ресурсы. К этому продукту был добавлены инструменты более повседневные, которыми можно пользоваться в абсолютно любой момент, например, design quality chain (цепь качества принятия решений). Очередное знакомство привело к новому этапу улучшения программы, совместно с Алексеем Беляниным, руководителем Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ, были добавлены фундаментальные знания о том, как коллектив людей принимает решение. Возник закономерный вопрос. Как помочь коллективу принять решение совместно и избежать конформизма? Оказалось, что можно свести воедино знания из социальной психологии, поведенческой экономики и компетенции в области фасилитации. Итак, последним внедрением в продукт по принятию решений стала информация о принятии коллективных, коллегиальных решений.
Системный подход к внедрению решений (Systems Canvas)
Допустим, что решение обдумано и принято, затем следует этап реализации. Часто внедрять решение надо в рамках крупной организации, иногда и не в одной, а в целой системе крупных организаций. Здесь надо вспомнить, что конкретное решение находится не в вакууме, а в какой-то системе, во взаимосвязанной совокупности систем. И по запросу крупной компании мы разработали новый продукт, отвечающий на вопросы о внедрении решения. Systems Canvas помогает выйти за рамки отдельного решения. Этот подход дает ответы на вопросы:
- Какие входы нужны для работы решения?
- Какие должны быть выполнены условия во внешней среде?
- Какие ресурсы требует решение?
- Какие возникают позитивные и негативные побочные эффекты?
Данный инструмент поможет выявить особенности внешней среды, что важно для выхода продукта. Понимание того, что нужно проверить, чтобы продукт/процесс/проект не провалился, внедряясь в большую организацию, или не испортил все вокруг.
Приглашаем к исследованию
Во всех трех случаях работы с мышлением, мы делаем ставку на исследования. Помогаем участникам познакомится с результатами научных исследований, преподносим информацию доступно и понятно. Проводим эксперименты прямо во время обучения. А также побуждаем участников к исследованию собственного опыта.
Продукты по развитию мышленческих компетенции Института Тренинга
Учимся смотреть на проблему нестандартно, внося элементы «антихрупкости» в проекты.
Разбираем, как сочетать системное и креативное мышление в работе.
Здесь речь будет идти обо всем, что связано с экспериментами, рисками и отмиранием ненужного и хрупкого.
Рассказываем, как сделать стабильными внутренние проекты.