Если вы не управляете стрессом сотрудников, вам придется управлять последствиями

Хронический стресс сотрудников — это уже не личная проблема, а прямая угроза производительности и прибыли компании, ведущая к выгоранию ключевых специалистов и токсичной культуре. Управление уровнем стресса становится стратегической задачей HR и топ-менеджмента.

Неоспоримо, что стресс в организациях любого размера, глобальных и региональных корпорациях, сейчас достаточно высок у всех категорий сотрудников. И если стресс запредельный, нефункциональный, это косвенно будет влиять и на мотивацию и вовлеченность людей, и на производительность и прибыльность компании. Все исследования показывают, что у застрессованного человека сужается фокус внимания, появляется склонность к догматическим решениям, то есть к тем, которые работали в прошлом, не замечая того, что новая ситуация не подходит под старый шаблон. 

Поэтому именно для тех, кто руководит, принимает решения, так важно управлять своим уровнем психоэмоционального напряжения. Разумеется, для других категорий сотрудников это тоже важно. Запредельный стресс вызывает психосоматические заболевания, то есть те, которые ассоциированы именно с хроническим нервным перенапряжением и истощением гормональной системы. Эти заболевания можно получить и безо всякого стресса в силу возраста или генетики, но хронический стресс – тот фактор, который их провоцирует, развивает. Сейчас многие корпорации сталкиваются с тем, что их сотрудники в возрасте 45-50 лет, находясь на пике профессиональной эффективности, уже имеют ряд заболеваний, связанных с нервными перегрузками, это понижает качество их работы, создает дополнительные издержки, в том числе на оплату больничных, медицинское сопровождение, и т.д.

Очень часто под прессингом хронического стресса руководитель теряет интерес к своей профессии и, потеряв именно физиологический ресурс, словно сходит с дистанции («сбитый летчик»). В норме с возрастом человек становится супер-профессиональным, и если уж не безусловно счастливым, то во всяком случае получающим удовлетворение от своего труда, некое удовольствие от решения сложных проблем, задач на высочайшем уровне качества, проявляя профессионализм, реализуя свои таланты. Тогда сложный управленческий труд, несмотря на то, что он один из самых стрессогенных, может приносить реальное удовольствие. Если же человек выгорел, то удовольствие от труда, от профессиональной деятельности уходит, включается инстинкт самосохранения и мысли о работе вызывают только негативные эмоции. Хотя еще год назад у него горели глаза, он был вовлечен, ему было интересно. 

Во многих организациях последствия неуправляемого стресса – это репрессивный менеджмент. Когда персонал выгорел, руководители выгорели, превратились в некую пороховую бочку, которая готова взорваться в любой момент, и это нервное напряжение окрашивает все деловые коммуникации. Руководителю, лидеру команды, кажется, что он дал нормальную обратную связь своему сотруднику – а на самом деле он просто слил на него свое напряжение; иногда на повышенных тонах, очень агрессивно. Затем эта модель поведения, начиная от топов компании, опускается вниз, агрессия каскадируется и доходит до рядового персонала. А люди обучаются на моделях поведения, и возникает отношение – «если руководитель себе это позволяет, я тоже могу». В результате в командах мы видим так называемый токсичный эмоциональный климат: люди срываются друг на друга, демонстрируют жесткое агрессивное взаимодействие, не способствующее достижению результата и уничтожающее всякую корпоративную культуру.

И конечно, все это люди приносят домой. Если тебя завели на работе, от тебя и в семье «фонит» внутренним несчастьем; агрессия достается всем, включая детей и домашних животных. Многие топы также упоминают о таком парадоксе, как несоответствие между уровнем жизни и качеством жизни.

Уровень жизни – это материальный достаток, карьерные перспективы, социальное положение и так далее, то, что можно измерить; а вот качество жизни – это субъективное переживание благополучия, чувство соответствия голосу души и совести, изобилие энергии и преобладание позитивных эмоций над отрицательными.

И случается, что по «чек-листу» человек должен быть счастлив, у него есть все: должность, статус, карьера и уважение, и эффективная эффективность, но он глубоко несчастен – низкий уровень энергии, еле перетаскивает ноги из одного дня в другой, психосоматические заболевания и все, что он заработал честным трудом, абсолютно его не радует. Единственная причина этого – хронический стресс, который человек не умеет утилизировать.

Перечисление можно продолжать, и все это в итоге влияет на эффективность компании, на ее долю на рынке, производительность труда, текучку кадров. Понятно, что если в команде очень жесткая корпоративная культура, где много стресса, где люди срываются друг на друга, то профессионалы будут уходить в другие команды, с лучшими отношениями, с меньшим  нефункциональным напряжением.

Очевидно, что последствия неуправляемого стресса — это проблема, которую бизнес не может игнорировать. Но стрессоустойчивости можно и нужно учиться, как любому другому профессиональному навыку.

В следующих статьях расскажем о наших методах и выводах за 15 лет работы в данном направлении, с какими сложностями столкнулись, какой эффект и перспективы проведения этих программ.

На корпоративных программах мы обучаем руководителей и сотрудников навыкам управления стрессомпрофилактики выгорания, а также помогаем обрести антихрупкость и жизнестойкость.

Позвоните или напишите нам, поможем подобрать программу под запрос вашей компании!

Статья подготовлена по эфиру Алексея Щавелева

 

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.


    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ