Дизайн-мышление – технология, покорившая бизнес
Дизайн-мышление – это один из главных трендов последнего десятилетия. Его используют при разработке новых продуктов и услуг. Принципы дизайн-мышления вошли в употребление ведущими российскими компаниями в области атомной энергетики, лидерами мирового IT-рынка и главным кофейным брендом современности. Тем не менее, для многих этот метод остается абстракцией. Давайте разберемся в основах этого явления и поймем, как и зачем представлять себя в роли своего же клиента.
Если вам захочется узнать больше о примерах применения дизайн-мышления в крупных компаниях, мы подробно рассказываем о каждом из них в статье «Хорошо – это недостаточно хорошо: почему дизайн-мышление влияет на атомную энергетику, кофемашины и IT-индустрию»
Что такое дизайн-мышление?
Развитие метода дизайн-мышления началось в еще в 1969 году, когда Герберт Саймон сформулировал его методологию в книге «The Sciences of the Artificial». Широкое признание технология приобрела относительно недавно, когда за нее взялись исследователи из Стэнфордского университета, которые основали Стэнфордский институт дизайна.
Что же такое дизайн-мышление? Это метод, который позволяет понять боли и запросы клиента, метафорически «влезть в его шкуру», переосмыслить проблему и найти ее нестандартное решение. Вместо того, чтобы изобретать велосипед, мы пробуем понять, а затем закрыть боли и потребности пользователя, которые могут быть неочевидными.
Методология дизайн-мышления стоит на трех китах:
- Использование метода, помогающего понять потребности клиента, которые он, возможно, не понимает сам.
- Использование полученного знания в новых сервисных решениях.
- Генерация и применение уникальных идей для создания максимально комфортного решения или продукта.
Дизайн-мышление пользуется широкой популярностью в бизнесе. Какая еще технология позволит вам понять боли клиента, которые он сам не осознает?
Этапы дизайн-мышления: от анализа опыта к конечному продукту
Процесс работы над задачей в рамках дизайн мышления состоит из 5 ступеней. Давайте остановимся на каждой из них, чтобы понять основу технологии.
Ступень №1. Эмпатия
Эмпатия – это главное правило дизайн-мышления. Вы берете продукт или процесс, который необходимо улучшить и собираете максимум информации со стороны его пользователей. Вооружившись полученным знанием, пытаетесь поставить себя в положение пользователя: понять, что может ему нравиться и не нравиться, что мешает, а что кажется наиболее полезным. Необходимо предложить как можно большее количество гипотез. Главное, чтобы все они исходили из позиции конечного пользователя.
Ступень №2. Фокусировка
Накопив гору гипотез и знаний, мы можем приступить к систематизации. Вторая ступень заставит нас анализировать поведение и проблемы клиента, которые мы выделили ранее. Главная задача: сформулировать вопросы, которые мы будем решать на следующей ступени.
Ступень №3. Работа с идеями
Теперь у нас есть вопросы, на которые необходимо найти ответы. На этой ступени мы сознательно отрекаемся от любых попыток критически осмыслить вопрос. Все, что нам нужно – найти как можно больше креативных ответов на полученные вопросы. Как только пул идей будет сформирован, мы отбираем наиболее жизнеспособные варианты и переходим на следующую ступень.
Ступень №4. Создание прототипа
Теперь мы можем перейти к опытному тестированию идей. Чтобы сделать это, необходимо создать прототипы жизнеспособных идей. Прототип – это условная, черновая модель, опытный образец. Если вы придумали новый продукт, нарисуйте его, создайте условную модель из картона или бумаги. Это необходимо для того, чтобы мы могли вообразить реальный контакт с полученной идеей, перенести ее в плоскость практического опыта. Продукты, разработанные в ходе сессий по дизайн-мышлению, обязательно проходят стадию прототипа. Если идея успешна, ее можно будет доработать и создать готовый продукт, если нет – прототип поможет понять ошибки и сохранить время и деньги на производство опытных образцов.
Ступень №5. Тесты
Вооружившись прототипом, мы начинаем тестировать его во всех возможных плоскостях. Главная цель последней ступени – сбор обратной связи от сторонних людей. Если у вас есть возможность обратиться к потенциальному клиенту – в обязательном порядке сделайте это. После тестов и работы с обратной связью мы получаем долгожданный итоговый продукт.
Польза технологии дизайн-мышления
Главные преимущества, которое технология дизайн-мышления дает бизнесу – это экономия времени, ресурсов и специфический угол зрения. Вы можете бесконечно долго общаться с заказчиками, изучать конкурентов и рынок, но это не застрахует вас от совершенно бесполезных решений. Но если в ход идут инструменты дизайн-мышления – вы начинаете решать задачу с ее корневой проблемы, опыта и потребностей клиента.
Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».
На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».