Что такое методическая упаковка тренинга? Это словосочетание все чаще встречается в описании вакансий, моделях тренерских компетенций, должностных инструкциях. Но все же, что именно вкладывается в этот профессионализм, пока что не каждому понятно. О чем конкретно идет речь? Из чего состоит эта методическая упаковка? И нужна ли она каждому обучающему решению? Читайте статью!
Для кого упаковываем?
Методическая упаковка применима к любому обучающему решению от классического тренинга до сложной модульной программы, длящейся месяцы. Она переводит программу с уровня «придумал и провожу сам» на уровень законченного продукта, который можно тиражировать — передавать другим тренерам, сертифицировать на право ведения, оценивать единообразие проведения. Методическая упаковка программы включает в себя все необходимые документы и материалы для организации, проведения и последующего сопровождения участников обучения.
Кому нужна такая упаковка? Мы уверены, что она необходима каждой из участвующих в обучении сторон.
Заказчику
Заказчик хочет знать, каковы цели обучения, как оно будет проходить, сколько будет групп, какова продолжительность и, главное, результаты. Ему необходимо понимать не то, какие рабочие тетради вы хотите сделать, а какие бизнес-задачи будут решены благодаря обучению. Ключевыми документами для Заказчика будут Бриф и Архитектура программы обучения.
Тренеру
При чем любому тренеру. И тому, кто разработал и проводит программу, и тому, кто собирается ее перенять у методолога. Тренеру необходимы материалы, которые позволят разобраться в нюансах и тонкостях процесса обучения, а также материалы, с помощью которых он и будет ее проводить. Ключевыми документами для тренера, осваивающего программу, являются Бриф, Карта и Описание тренинга.
Участникам
И участникам методическая упаковка тоже важна. Им нужны материалы, которые помогут продвигаться в содержании в ходе программы и материалы, которые помогут перенести результаты обучения в рабочую практику. Ключевыми документами для участников будут Рабочая тетрадь, материалы для рабочего места.
Как видите, интересы всех игроков объединяются. Методически упакованный тренинг — это объем всех материалов и документов, которые описывают программу, учитывая интересы заказчика, тренера и участников.
Что упаковываем?
Теперь, когда мы выяснили пользу от методической упаковки, давайте разберем подход, который используют при создании программ эксперты Института Тренинга. Мы сосредоточимся на документах, из которых на наш взгляд должен быть составлен тренинг как продукт, который можно использовать и передавать.
Мы выделяем 16 разновидностей материалов, входящих в методическую упаковку. В этой статье мы остановимся на тех, которые являются наиболее распространенными — без них сложно представить программу обучения.
Бриф тренинга
Бриф — это паспорт программы. Всего один лист формата А4, на котором расписаны ее цели. То есть то, каких результатов мы сможем добиться этим тренингом. Здесь же можно найти информацию о продолжительности, количестве обучающихся, целях применения и обучения. Бриф — обязательный документ. Мы призываем никогда не отказываться от него. И не важно,проводите ли вы программу сами или разрабатываете, чтобы передать другому тренеру. Чтобы поставить цели бриф просто необходим.
Описание программы для руководителей и участников
С одной стороны, как и бриф, это — одностраничное описание программы. Его мы отправляем руководителям, когда впервые рассказываем о программе. По сути своей, это — клиентоориентированное описание. Если в брифе мы используем профессиональный методологический язык, то в описании хотим вызвать любопытство и интерес к программе. Люди должны читать его и понимать, зачем им это нужно, узнавать себя, свои проблемы, которые обучение позволит решить. Язык описания программы — это язык выгоды ее участников.
Архитектура программы (дизайн, концепция)
Архитектура программы — также короткий документ. Он должен наглядно и легко демонстрировать все устройство программы обучения. Мы рекомендуем делать архитектуру в виде блок-схемы, чтобы пользователю было ясно, как будет выглядеть движение по программе, из каких обучающих событий и этапов она состоит. . В ходе обучения эта карта позволяет участникам ориентироваться, где они находятся, какой следующий шаг.
Карта тренинга (рабочий план, сценарий)
Карта тренинга — это поминутный план обучения. Его можно использовать даже в ходе программы, чтобы сверяться с таймингом. Включайте в него планируемый результат, метод, время для каждой дидактической единицы. Одна строка — один элемент программы (короткая лекция, задание, обсуждение и пр.) Результаты переносим в Карту сразу из Брифа — так при проектировании проверяем, что в содержание не проскочило что-то лишнее.
Описание тренинга (мануал, руководство)
Вот мы и подобрались к первому объемному документу. Описание тренинга — это подробное описание проведения каждого элемента программы. В нем записаны тезисы коротких лекций, инструкции к заданиям в прямой речи, методические рекомендации. По мере накопления опыта проведения Описание тренинга дополняют распространенными вопросами участников, рекомендованными ответами и другими ценными наблюдениями, которые могут быть полезны в ходе подготовки тренера. Особенно ценно вложиться в Описание, когда программу нужно масштабировать для нескольких ведущих. В этот момент ключевой задачей для нас становится единообразие проведения и конечного результата. Если же вы разрабатываете и проводите программу исключительно самостоятельно, то от этого документа вполне можно отказаться.
Мы закончили первую пятерку, в которую вошли документы, касающиеся разработки и описания проведения программы. Теперь же давайте взглянем на материалы, которые помогают ее проведению непосредственно в аудитории.
Управляющая презентация
Опорные слайды тренера для проведения программы. Презентация — необязательный материал программы. Но если презентация присутствует в программе, нужно помнить: слайды помогают тренеру, а не участникам. Поэтому классической просьбе отправить презентацию можно спокойно отказать. Она — индикатор того, что людям не хватает подкрепляющих материалов.
Раздаточные материалы для проведения тренинга (для участников, для тренера)
Все, что раздается участникам для работы в ходе тренинга — описание учебных кейсов, материалы для выполнения заданий в случае если они не включены в Рабочую тетрадь участника.
Плакаты, мемо-карточки
Это учебные пособия, создающие информационное поле на тренинге (плакаты) и помогающие запоминать и тренироваться (мемо-карточки). Важно чтобы визуализация алгоритмов/подходов/моделей была едина для слайдов, плакатов, рабочей тетради и мемо-карточек. Мы способствуем тому, чтобы участник несколько раз взаимодействовал с материалом в разных ситуациях, но узнавал его.
Буклет (рабочая тетрадь)
Материал для участника, который помогает ему двигаться по программе, глубже понимать материал. В ней может быть все, что вы посчитаете необходимым для достижения конечной цели: шаблоны, памятки, задания, теория, места для записей… Кстати, рабочая тетрадь должна быть в разы более полной и основательной, чем содержание слайдов. Качественно разработанная рабочая тетрадь позволяет обращаться к ней и после обучения (понятна без дополнительных комментариев тренера) и зачастую живет у участника многие годы в непосредственной близости от рабочего места.
Инфографика (one-pager)
Лист А4, сверстанный постер. На нем визуально отражены все модели, алгоритмы и их взаимосвязи, к которым обращались в ходе обучения. Необходима инфографика для того, чтобы обучающийся мог лучше научиться и перенести результаты обучения в работу. Фактически, это — содержание тренинга на одном листе. Если дать его человеку просто так, то оно, конечно, не сработает. Но если он действительно прошел обучение, познакомился со всеми моделями, то в конце ему необходимо собрать в голове целостную картинку. И вот здесь-то нам и пригодится инфографика.
Инструкции, памятки (job aids)
Материалы, которые помогают переносить результаты обучения в работу. Предположим, у нас есть указание в брифе: начиная со следующего дня, вы даете обратную связь своим сотрудникам по определенному алгоритму. Для того чтобы человек мог на что-то опереться и освежить в голове алгоритм, мы предлагаем ему небольшую памятку. Ее захочется повесить рядом с монитором, положить на рабочий стол. Ее цель — помогать в изменении рабочей деятельности. Памятка не является буклетом. Она должна быть удобной, краткой и полезной. Ведь нужна она нам для того, чтобы подкрепить подсказками новую форму рабочего поведения сотрудника.
Дизайн и итоги
Мы с вами разобрали основные виды документов, которые необходимы для методической упаковки тренинга или иного обучающего решения. Конечно, их объем и содержание будет варьироваться от программы к программе. Но минимальный перечень материалов остается неизменным.
Для каждого документа есть свой чек-лист и правила его составления — этому мы учим в Институте Тренинга. Специалистов, умеющих грамотно методически упаковывать программы, единицы, а спрос на их навыки очень высок. Кажется, это одна из востребованных компетенций ближайшего будущего. Улучшайте свои навыки профессиональной методической упаковки программ!
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!