Содержание
- Выделение рабочего времени на обучение
- Методическая поддержка
- Эмоциональная поддержка
- Доступ к актуальной информации
- Продуманная и прозрачная система мотивации
- Организационная поддержка
- Об исследовании Института Тренинга
Внутренние эксперты или, как их часто называют, функциональные тренеры, обучая персонал, помогают организациям решать многие задачи: повышать экономию и эффективность, удерживать и развивать ключевых сотрудников, сохранять экспертизу в компании и пр.
В ходе исследования Института Тренинга «Люди учат людей. Как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения и развития персонала», 64% участников заявили, что их компаниям не хватает сотрудников, готовых делиться опытом. Причин того, почему люди не хотят брать на себя дополнительную роль преподавателя, достаточно: отсутствие необходимого для этого времени в рабочем графике, неуверенность в собственных силах, нежелание заниматься организационной частью обучения и т.д.
Какую поддержку внутренних экспертов должна продумать и внедрить организация, которая хочет вовлечь их в систему обучения? Что предпринять, чтобы сотрудники охотно брали на себя роль преподавателей, а обучение, которое они проводят, было полезным?
1. Выделение рабочего времени на обучение
- Обращаются к руководителю подразделения, от которой требуется эксперт, просят его предложить или назначить сотрудников на роль функциональных тренеров.
- На старте работы сотрудника в роли функционального тренера согласуют с руководителем выделение рабочего времени на эту задачу.
- Заносят разработку и проведение обучения в рабочие цели сотрудника на год; цели согласует руководитель.
- На каждое проведение обучения с сотрудником заключают договор ГПХ.
2. Методическая поддержка
30% участников исследования заявили, что проводят обязательную стартовую методическую подготовку внутренних экспертов, функциональных тренеров.
Кроме того, организации используют следующие инструменты:
- Предоставляют экспертам доступ к электронным курсам, видеолекциям по навыкам обучения взрослых;
- Обеспечивают экспертов книгами для тренеров;
- Создают или приобретают сборники готовых заданий для тренингов;
- Разрабатывают шпаргалки с методическими подсказками.
- Предлагают шаблоны для описания программ и подготовки учебных материалов.
- Организуют базы знаний, в том числе с дистанционными курсами.
- Создают системы администрирования, в которых числятся ведущие каждой программы; менеджер программы обеспечивает методическую поддержку ведущих.
- Делают рассылки для внутренних экспертов с интересными материалами по обучению и развитию.
- Проводят мастер-классы для внутренних экспертов силами сотрудников функции обучения.
- Организуют регулярную обратную связи для внутренних экспертов от профессионального тренера.
- Создают и развивают сообщества внутренних экспертов для обмена опытом.
3. Эмоциональная поддержка
Вот что делают организации, чтобы вовремя отслеживать и разрешать такие ситуации:
- В небольших компаниях или при невысокой частоте обучения, которое проводят внутренние эксперты, специалист по обучению присутствует на каждом таком обучении и по необходимости помогает ведущему.
- Специалист по обучению периодически звонит внутренним экспертам после обучения и узнаёт, как оно прошло. Если нужно, эмоционально поддерживает, даёт методические подсказки на будущее.
- Организуют общий чат, где внутренние эксперты могут поделиться переживаниями с коллегами, запросить совет.
4. Доступ к актуальной информации
- следить за актуальностью программы;
- вносить изменения;
- доводить изменения до ведущих и помогать в них разобраться.
5. Продуманная и прозрачная система мотивации
Здесь возникает целый ряд вопросов.
Доплачивать или не доплачивать?
Если доплачивать, то за что именно: только за проведение или также за разработку и подготовку обучающих материалов?
Если доплачивать, то как именно: по часовой ставке, договору ГПХ, обеспечить ежемесячную надбавку к зарплате или повышающий коэффициент к годовому премированию?
Если не доплачивать, то как иначе стимулировать сотрудников брать на себя дополнительные задачи по обучению и выполнять их продолжительное время?
Каждая организация по-своему отвечает на эти вопросы. Здесь приведём лишь некоторые инструменты материального и нематериального стимулирования, которыми поделились участники исследования.
Нематериальное стимулирование:
- Публикация статей, интервью, историй успеха.
- Создание и развитие сообщества внутренних экспертов.
- Участие внутренних экспертов в профессиональных конференциях — внутренних и внешних.
Материальное стимулирование:
- Работа в роли внутреннего эксперта оплачивается по фиксированной часовой ставке, договору ГПХ, в виде фиксированной ежемесячной доплаты за разработку и проведение обучения.
- Работа в роли внутреннего эксперта не оплачивается напрямую, однако позволяет получать те или иные материальные выгоды. Например, работа в роли ВЭ учитывается при подведении итогов года и позволяет увеличить коэффициент годовой премии; опыт работы в роли внутреннего эксперта — обязательное условие для назначения на определенные должности и т.д.
- Поощрение через обучение. Например, в конце года каждый внутренний эксперт получает сертификат с определенной суммой, которую он может потратить на свое обучение; ВЭ имеют преимущество при распределении бюджета на внешнее обучение и т.д.
6. Организационная поддержка
Многие эксперты готовы делиться опытом, но не успевают и не хотят делать организационную работу, без которой обучения тоже не случится. Очень важно на старте понять, кто и как сможет поддержать этот процесс, и чётко донести это до экспертов, чтобы снять возможные опасения и возражения.
Чем детальнее будет продумана система и инструменты поддержки внутренних экспертов и функциональных тренеров, тем проще и точнее будет строиться коммуникация с экспертами и их руководителями и тем выше шансы на успешное сотрудничество с ними.
Об исследовании Института Тренинга
Материал подготовлен на основе результатов исследования Института Тренинга «Люди учат людей: как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения и развития персонала?». Исследование проводилось с сентября по декабрь 2023 года методом анкетирования и проведения глубинных интервью. В нем приняли участие 53 организации.
Участники исследования — сотрудники, управляющие системой обучения с участием внутренних экспертов и/или управляющие командой внутренних экспертов: руководитель департамента/отдела оценки развития персонала, руководитель корпоративного университета, HR бизнес-партнёр и др.
Институт Тренинга проводит очное обучение на тренера и дистанционное обучение на бизнес-тренера функциональных тренеров и внутренних экспертов. Все программы для тренеров вы найдете в разделе Программы обучения тренеров.
Авторы: Светлана Савельева, Анна Турлаева