Идем от цели тренинга
1. Тест знаний в начале обучения (предварительный тест)
Для оценки начального уровня знаний перед обучением.
2. Тест прогресса, достигнутого в процессе обучения
Для сравнения результатов теста до обучения с результатами после.
3. Тест выявления трудностей, возникающих в процессе обучения (промежуточный тест)
Для прояснения понимания материала.
4. Тест результата в конце обучения (итоговый тест)
Для выявления того, что усвоено, а что — нет.
Часть 1. Общие подсказки для составления теста результата
- Подготовьте инструкцию к тесту. Короткое объяснение того, с какой целью проводится тест, поможет участникам понять, каким образом будет осуществляться проверка.
- Распределите вопросы теста по правилу «20-60-20» — по 20% сложных и простых вопросов, 60% — вопросы средней сложности.
Как определить уровень сложности? Проведите тест в 2-3 группах. Статистика ответов поможет вам отсеять слишком легкие, непонятные или сомнительные по содержанию вопросы.
«Пилотирование» теста и обсуждение затруднений с участниками — отличный способ выявить недостатки в формулировке вопросов теста, а также повод вернуться к контенту тренинга. - Начните с простых вопросов. Так участникам будет легче «войти»в тестирование.
- Используйте разные типы вопросов. Разнообразие сделает тест более интересным. Однако электронная версия теста может ограничивать эти варианты.
- Альтернативный выбор. Требуется дать ответ «Да/Нет», «Верно/Неверно».
- Выбор верной последовательности. Например, составление алгоритма постановки задачи.
- Выбор одного верного ответа из нескольких вариантов.
- Множественный выбор нескольких верных вариантов ответа из списка. Указание на количество верных ответов облегчает прохождение теста, например, «Выберите два верных ответа».
- Вопрос с изображением, будь то фото, картинка или схема. Например, «Посмотрите на фотографию работы на высоте. Какие правила безопасности сотрудник нарушает?».
- Соответствия. Например, «Соотнесите слова и действия медиатора с принципами медиации».
- Ранжирование. Например, «Составьте рейтинг продуктов в зависимости от содержания калорий».
Часть 2. Подсказки для составления вопросов
1. Составляйте вопросы, исходя из принципа «Это важно усвоить по этой теме!»
Например, у людей, которые учатся оказывать первую помощь, лучше спросить «Куда следует наложить дефибриллятор?», а не «Кто разработчик дефибриллятора?». Не критично, если на тренинге по оказанию первой помощи участник не запомнит имя создателя.
2. Проверьте, что каждый вопрос понятен и не требует «комментатора»
Верно: Как называется самая близкая к Солнцу планета?
Неверно: В связи с чем некоторые ученые критикуют теорию «черных дыр»?
Такой вопрос требует пояснений. Кто эти «некоторые»? Какую именно теорию критикуют?
Верно: Выберите порядок действий по настройке автоматической очистки почты от спама.
Неверно: Выберите вопрос, с которым не надо обращаться за помощью к системному администратору.
В случаях, когда невозможно составить вопрос без НЕ, рекомендуем выделять НЕ большими буквами или заменять словами «нельзя», «невозможно» и так далее.
4. Включайте в тест вопросы на запоминание и на понимание. Отдавайте предпочтение пониманию.
Пример на запоминание: Сколько элементов включает наша политика безопасности?
Пример на понимание: Мастер столкнулся с ситуацией X. В ходе обсуждения на планерке выяснилось, что… Какие инструменты анализа проблем помогут мастеру в поиске решения проблемы?
Часть 3. Подсказки для составления вариантов ответов
1. Убедитесь, что правильный вариант ответа действительно можно оценить как «верный» или «неверный»
Верно
Вопрос: Что требуется нажать для вставки сохраненного фрагмента?
Варианты: Ctrl+С; Ctrl+V; F4; Alt+Tab.
Неверно
Вопрос: Верно ли, что контроль со стороны руководителя повышает мотивацию?
Варианты: Да; Нет.
Этот вопрос можно отнести к числу «контекстных». Для новичка контроль — помощь и проявление заинтересованности, его мотивация повышается. Для эксперта контроль — проявление недоверия, из-за чего мотивация будет снижаться.
Зачастую верный ответ выделяется большим количеством слов, и тестируемый легко улавливает этот ненамеренный «прием» составителя теста.
3. Составляйте варианты ответов так, чтобы они постепенно приближались к верному ответу
Предположим, вы составили вопрос и хотите предложить участникам выбрать один ответ из четырех. Составьте эти варианты в такой логике: первый — верный, второй — похож на верный, третий — менее похож на верный, четвертый — совсем не похож на верный
4. Избегайте вариантов ответа, которые в большей мере проверяют умение логически мыслить и лишь косвенно связаны с содержанием тренинга.
Задайте вопрос себе: «Если человек не проходил обучение, сможет он ответить на этот вопрос?».
Приведенные выше советы и подсказки также помогают при составлении викторин, квизов и других разновидностей тестов. Не забывайте, что, в зависимости от вашей аудитории, вы всегда можете добавить немного юмора в составленные вопросы.
В завершение предлагаем оценить ваш тест по 7 критериям
- Тест полезен для самообучения, позволяет вспомнить и проверить свое понимание темы
- Тест содержит вопросы разного типа: одиночные и множественные выборы, поиск соответствия, ранжирование, открытый вопрос и так далее
- «Подсказки» к вопросам соответствуют правилу постепенного приближения к верному ответу
- «Подсказки» к вопросам приблизительно одинаковы по количеству слов, расхождение не более 25%
- Каждый вопрос теста понятен и не требует «комментатора»
- Вопросы теста отражают все темы пройденного обучения
- В тесте есть приблизительно по 20% сложных и 20% простых вопросов — правило «20-60-20»
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!