Процесс изменений в организациях, которые не уделяют внимания управлению изменениями, выглядит, как тарелка со спагетти.
Представьте, что вы с тарелкой свежесваренных спагетти стоите напротив большой белой стены. А теперь вы изо всех сил бросаете тарелку в стену! Тарелка вдребезги, большая часть спагетти разлетелась в стороны, часть лежит месивом на полу, и только несколько спагетти прилипли к стене. Они, кстати, тоже могут отвалиться через несколько секунд, минут или часов.
Именно так зачастую выглядят изменения в компании. Много усилий, много шума, абсолютная непредсказуемость результатов и серьезная вероятность того, что через какое-то время об изменениях будет напоминать только засохшее пятно на стене.
Управление изменениями — это тотально иной подход.
В этом подходе мы планируем и контролируем действия на всех этапах внедрения изменений. Наша первая цель — повысить вероятность успеха. Конечно, успех хочется гарантировать, но не все в нашей власти.
Вторая цель — сделать так, чтобы в процессе иногда очень длительных изменений не возникло инцидентов, что не позволят нам добиться целей, которые мы перед собой ставили.
Какие бывают типы изменений
Компании по-разному формулируют образ того, к чему они хотят прийти по итогу изменений. Если максимально упростить, существует всего два типа изменений: организационные и трансформационные.
В рамках организационных мы хотим улучшить те процессы и процедуры, которые уже существуют в нашей компании.
В рамках трансформационных мы меняем организацию целиком.
И в том и в другом случае, чтобы добиться результата, нам потребуется комплекс из лидерства, управления проектами и управления изменениями.
За время нашей многолетней практики мы заметили, что чаще всего происходит сильный перекос в сторону управления проектами. Люди убеждены, что достаточно правильно расписать план, обеспечить ресурсы и, вуаля, неминуемо случится чудо или прорыв. В жизни все гораздо сложнее.
Экстренные и нормальные изменения
В рамках IT-компаний изменения делят на стандартные, нормальные и экстренные. Давайте разберемся с ними.
Стандартные изменения — изменения, которые предварительно утверждены, при которых мы знаем, что именно нужно сделать и в какой последовательности. И знаем мы это потому, что уже так делали, ведь чаще всего это циклические процессы. Например ежегодные процессы согласования бюджета. В этих ситуациях подход управления изменениями практически не применим.
Экстренные изменения — моменты жизни компании, в которых она должна мгновенно отреагировать на изменения внешней среды. Говоря об экстренных изменениях, мы зачастую имеем в виду действия в кризисные моменты. Полноценное применение метода управления изменениями здесь тоже невозможно, но можно с уверенностью сказать, что компании и организации, знакомые с техникой управления изменениями, проходят через кризисы легче и с меньшими потерями.
Нормальные изменения требуют подготовки. Их нужно согласовать, спланировать, оценить риски, создать коммуникационный план, проработать со стейкхолдерами. Именно в этой ситуации, планомерно и тщательно работая с управлением изменениями, мы значительно повышаем вероятность успеха. Именно в этом типе изменений руководителей губит уверенность, что достаточно все спланировать и обеспечить необходимые ресурсы.
Управление изменениями в быту
Насмотревшись роликов в интернете, вы решили трижды в неделю ходить в тренажерный зал. Расписали, чем именно и в какие дни будете заниматься. Купили модные кроссовки, красивую майку, блендер и спортивное питание.
И вот в заветный понедельник в 7:00 звонит будильник.
Сумка собрана еще с вечера. Вы абсолютно точно знаете, с какого упражнения вы начнете разминку.
Но сумка остается стоять в углу прихожей, а вы отключаете будильник и переворачиваетесь на другой бок, рассчитывая поспать еще полчасика. Спустя несколько недель или месяцев вы все так же смотрите мотивирующие ролики, вот только блендер убран пылиться на верхнюю полку, а красивая майка стала домашней.
Составленных планов и заготовленных ресурсов недостаточно.
У всех изменений, будь то организационные или личностные, есть человеческая составляющая. Изменения осуществляют люди. Им нужно помочь.
Как это сделать, какую модель изменений выбрать, как учесть все нюансы, мы в подробностях рассказываем на наших офлайн и онлайн-программах. Например, «Управление изменениями» и бизнес-симуляции «Наш айсберг тает», «Промышленная революция».