Исследования рынка демонстрируют непрекращающийся интерес компаний разного уровня к теме бизнес-симуляций и деловых игр. На этом же фоне неуклонно растет количество провайдеров, предоставляющих услуги в этой сфере.
Мы решили, что следует расставить все точки над “i”, поэтому предметный разговор начнется с двух вопросов, противоречащих друг другу:
- Почему деловые игры и бизнес-симуляции часто оказываются провальными на практике?
- Почему (в то же самое время) этот формат продолжает набирать популярность?
Деловая игра как азартная реальность предлагает участникам возможность приобрести лучший опыт. Именно он позволяет развивать необходимые навыки до такой степени, чтобы в своей повседневной деятельности сотрудники могли использовать их наиболее профессионально.
Важно, как именно достигается этот эффект. Ключевой точкой формата является азарт участников. Вовлеченные в торговлю золотом или алмазами в Индии, они проявляют невозможный для других форматов энтузиазм. Ведь ощущать себя в роли первооткрывателя и купца куда интереснее, чем сидеть в офисе и решать будничные задачи!
Таким образом, уровень усвоения информации при возрастании личной вовлеченности повышается в разы. Более того, нестандартность формата позволяет изолировать человека от ассоциаций со скукой и будничной рутиной.
Бизнес-симуляции и деловые игры являются частью более обширного формата — experiential learning или обучения на опыте. Часто простой передачи знания и механической выработки навыков оказывается недостаточно. Гораздо большее значение имеет работа с установками участников и их реальными рабочими проблемами. Этот формат предназначен специально для решения подобных проблем. Участники игры или симуляции проходят путь от действий к анализу собственного опыта, что позволяет им впоследствии прийти к глубокому пониманию произошедшего самостоятельно.
Проблемы формата кроются в довольно очевидных областях. Дальнейшие два примера — самые распространенные неудачи, способные повлечь за собой снижение эффективности всей бизнес-симуляции или деловой игры. Участники получат удовольствие от процесса, но отработка навыков останется “за скобками”.
Тренеру часто не удается заинтересовать участников. Мы уже упоминали выше, что вовлеченность — ключевой фактор успеха формата. Если он показался людям скучным — ничего не выйдет. Именно поэтому структура и правила должны быть продуманы до мельчайших деталей, чтобы заинтересовать в процессе даже самого требовательного игрока.
Главной целью любой симуляции или игры является обучение. Не само действие, каким бы интересным оно ни было. То, что делает формат результативным — пошаговый анализ тренером действий участников. Если они, по итогам мероприятия, не придут при его помощи к выводам для своей практической деятельности, то… Игра останется просто игрой.
Основные принципы любой деловой игры или бизнес-симуляции должны соблюдаться в независимости от формата и сюжета. Самый главный из них — принцип участия. Каждый участник мероприятия должен эмоционально почувствовать и использовать в игре те навыки и компетенции, которые были запланированы при создании симуляции. Неважно, выиграет его команда или проиграет — главная цель всего события именно в совершенствовании выбранных компетенций.
Добиться этого — одна из первоочередных целей создателей программы. В основе любой деловой игры лежит определенная последовательность действий, которая стимулирует участников к тому, чтобы использовать конкретные навыки. В результате, в основе их действий не остается ничего пущенного на самотек — тренер хорошо понимает, как они будут действовать в тот или иной момент, хотя у участников остается ощущение полной свободы действия.
Структура деловой игры или бизнес-симуляции — математическая. В ней тщательно просчитываются все возможные действия участников и даже предусматриваются “тупиковые ходы”, которые позволяют еще больше усилить совершенствование требуемой компетенции.
Что может дать участникам деловая игра или бизнес-симуляция?
Принято считать, что формат деловых игр и бизнес-симуляций эффективен исключительно для развития тех или иных навыков и компетенций у команды. Эта функция — основная, но далее мы приведем пример куда большего количества возможностей, предоставляемых играми и симуляциями.
Итак, возможности деловых игр и бизнес-симуляций:
- Развитие профессиональных компетенций
Развитие навыков очевидно. Искусственно созданная ситуация запускается специально для того, чтобы дать участникам такую возможность.
- Тимбилдинг
Конечно, одна деловая игра не способна сделать из разобщенного коллектива единую команду. Однако, она позволяет поставить перед сотрудниками видимую цель, заставляет их работать вместе и, что самое важное, способна предложить участникам побывать на месте другого (например, выполнить функцию, стандартно выполняемую “соседом”).
- Оценка параметров команды и уровня ее компетенций
Данный формат предлагает участникам уникальное поле для проявление своего максимального потенциала в заданных условиях. Это — идеальная ситуация для того, чтобы оценить потенциал в отрыве от специфических условий, клиентов и образа, который пытается себе создать сотрудник.
- Участие в деловых играх и бизнес-симуляциях также позволяет человеку получить персональный инсайт.
Часто он касается личных установок, мешающих полностью проявить свой потенциал. Командное действие позволяет участникам увидеть свои скрытые возможности, попробовать новые для себя способы действий и получить обратную связь от коллег. Каждый человек будет переживать участие по-своему и сможет получить эмоциональный заряд для дальнейшего развития.
Бизнес-симуляция или деловая игра, созданные экспертами, всегда адаптируются под конкретный запрос клиента. В то время, как общий сценарий события может сохраняться от компании к компании, каждое решение должно быть индивидуальным. Оно будет построено на последовательном анализе участвующей команды, уровне развития желаемых компетенций у ее участников и тех задач, которые ставит заказчик. “Идеальная” аналитическая сессия должна позволить участникам не только освоить новые функции, но и понять, почему они окажутся важны в их повседневной рабочей деятельности.
Выбирая формат обучения на опыте для своих сотрудников, ориентируйтесь на несколько главных вопросов: какие компетенции вы желаете развить, насколько подробный уровень оценки необходим и какие функции, помимо приобретения новых компетенций, должны быть в него заложены. Помните, что качественная симуляция или игра может совмещать в себе и уровень оценки, и уровень развития навыков, и развитие командного взаимодействия. Важно лишь то, в каком соотношении вы хотите видеть эти функции.