Закономерности памяти по Петру Зинченко. Как использовать их в тренинге?

В этой статье мы рассмотрим несколько эффектов, основанных на экспериментальном изучении памяти, и свяжем их с методологией тренинга.

эффекты запоминания в тренинге

Несмотря на некоторое намеренно упрощенное изложение, надеемся, что знакомство с представленными эффектами позволит вам расширить знания о психологии обучения.

За основу изложения взята концепция Петра Ивановича Зинченко. Он не настолько знаком тренерам, как Джордж Миллер с «магическим числом» 7±2 (объем кратковременной памяти), но его научный вклад в изучение памяти нам видится даже более значимым.

Здесь мы согласны с мнением профессора Б.Г. Мещерякова, исследователя научного творчества Зинченко: «В своих исследованиях Зинченко впервые обнаружил ряд значительных мнемических эффектов, которые в соответствии с традицией и по справедливости могли бы быть названы его именем». (4)

Непроизвольное и произвольное запоминание

Зинченко изучал два вида памяти: непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольная форма памяти — это продукт любой целенаправленной деятельности. Когда мы стараемся понять содержание изучаемого материала, то многое запоминаем без специальных на то усилий. Индивидуальный опыт дошкольника фиксируется в основном за счёт непроизвольной памяти.

С возрастом отмечается закономерная тенденция к повышению показателей произвольного (преднамеренного) запоминания. При этом «с появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться». (1, с. 462)

Опытный тренер знает, что есть специфические приемы обращения к произвольной и непроизвольной памяти.

  • Добавляйте примеры в теорию. Удачный пример останется в непроизвольной памяти участников.
  • Уберите то, что занимает непроизвольную память. Например, «украшения» в буклете которые не несут полезной информации.
  • Объясняйте, что именно и почему важно запомнить, чтобы участники тренинга сделали усилие для запоминания.
  • Оставляйте на стене в зоне видимости методически выверенные листы флипчарта с небольшим количеством информации, схемами, заголовками и так далее. Это — стимулирующий материал для непроизвольного запоминания. В тренинге для тренеров мы неоднократно повторяем: «Люди учатся со стен».

Значение эффектов памяти для тренера

В экспериментах Петра Ивановича Зинченко обнаружены закономерности, имеющие практическое значение для людей, занимающихся обучением взрослых.

Познакомимся с четырьмя эффектами памяти и узнаем, в чем их значение для конструирования различных методических приемов в тренерской работе.

Эффект №1. Интерференция

Несовместимость мнемической и познавательной задач.

эффекты памяти в тренинге

 

В экспериментах Зинченко испытуемые решали задачу классификации карточек по содержанию изображений. В последующем им было непросто вспомнить, какие именно предметы были на карточках, так как они были сосредоточены на выявлении существенных свойств предметов, и перед ними не стояла мнемическая задача.

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Определите учебную цель задания — оно для намеренного запоминания (мнемическая задача) или для развития когнитивных навыков (познавательная задача).
  2. Для обсуждения результатов задания поставьте вопрос так, чтобы он на уровне формулировки был связан с целью задания. О неудачном составлении вопросов мы детально рассказали в другой нашей статье.
  3. Не стоит увлекаться сложносоставными инструкциями. Например, на тренинге по деловой переписке не стоит делать такой «замес»: Найдите ошибки в тексте письма клиенту, запомните удачные фразы и определите, какого типа эти ошибки. Проведите два задания: цель первого — запомнить наиболее удачные фразы, а другого — найти и разделить ошибки по разным основаниям.

Эффект №2. Активность

Лучшее запоминание материала наблюдается при выполнении познавательной задачи, опирающейся на содержательные и активные способы обработки материала. В экспериментах Зинченко подтвердил свою гипотезу, что «самым общим и необходимым условием непроизвольного запоминания объекта является наличие какой-либо активности по отношению к нему». (1, с. 165)

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Короткие лекции должны быть короткими, не более 15 мин
  2. В ходе заданий надо решать конкретные задачи и проблемы.
  3. Следует моделировать ситуации, где изученное — это информационная основа для действий, обратной связи и самоконтроля.

Эффект №3. Генерация

Лучше запоминается информация, сгенерированная самим человеком, в сравнении с аналогичной информацией, предлагаемой для чтения, просмотра или прослушивания. Зинченко обнаружил, что люди в арифметических задачах намного лучше запоминают числа, придуманные ими же, чем числа, предложенные в готовых примерах.

Генерация информации требует больше умственных усилий, чем чтение или слушание лекций. По мнению многих психологов, усилия способствуют лучшей запоминаемости, так как устанавливается большее число ассоциативных связей, что увеличивает количество «маршрутов доступа» к сгенерированной информации (6).

Современные когнитивные исследования говорят о неоднозначности эффекта генерации. Так в экспериментах психологов университета Восточной Каролины отмечен значимо сниженный эффект генерации для нового, незнакомого материала (5).

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Вместо чтения лекции разделите содержание на несколько блоков для 3-4 групп. Попросите каждую группу подготовить выступление с примерами из собственной практики по заданной теме, чтобы другие участники хорошо разобрались с этим материалом. Но не злоупотребляйте этим приемом. Помните, что стратегии запоминания, зависящие от эффекта генерации, будут иметь ограниченную эффективность, когда применяются к совершенно новому материалу.
  2. Создавайте задания на основе эффекта генерации: «заполнить пробелы», разгадать изображения-метафоры, показать сценку с ключевыми идеями модели/теории, создать сканворд, придумать вопросы по пройденной теме и так далее.

Эффект №4. Глубина осмысления

эффекты запоминания в тренинге

Непроизвольное запоминание зависит от вида умственной задачи. В экспериментах Зинченко испытуемые придумывали к каждому заданному слову новое слово по одному из трех правил:

  • «По связям» — «молоток – гвозди», «шкаф – книга».
  • «По свойствам» — «петух – поет», «дом – деревянный».
  • «По начальной букве» — «мяч – масло».

Наиболее высокие показатели непроизвольного запоминания получены в задаче с придумыванием слов «по связям», хуже всего запоминались слова в задаче придумывания слов «по начальной букве».

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Теоретическая модель усваивается лучше, когда она сопоставляется со своим или чужим опытом. Например, в тренинге по разрешению конфликтов часто описывается разница между понятиями «позиция» и «интерес». Но более глубокое осмысление и запоминание происходит через анализ ролевой игры, в которой задействованы разные позиции и интересы сторон.
  2. Определите для себя, достаточно ли вы уделяете времени тому, чтобы участники могли осмыслить материал через задания разной сложности.
  3. Если время ограничено, выбирайте задание с более глубоким осмыслением. Например, разгадывание сканворда, состоящего из ключевых понятий тренинга, может быть увлекательно для некоторых участников, но особой глубины осмысления оно не предполагает.
  4. Оценивайте проверочные или тестовые задания с точки зрения глубины осмысления, если хотите повысить уровень запоминаемости материала. Проверочное задание на выбор верного ответа из 3-4 вариантов требует меньшего осмысления, чем задание на сопоставление «нужных» вопросов с этапами беседы по модели GROW. О составлении тестовых вопросов читайте здесь.

Отдавая дань памяти П.И. Зинченко, приведем напоследок сокращенную цитату из статьи, посвященной 110–летию со дня его рождения: «Спустя многие годы после издания «Непроизвольного запоминания», известные североамериканские когнитивные психологи пошли примерно тем же путем, сделав методический подход Зинченко главным способом проверки теории глубины обработки, в сущности очень близкой к идеям деятельностного подхода к памяти, разработанного Зинченко. Отчасти этот факт признал Роберт Солсо, автор крупной обзорной работы по когнитивной психологии…». (. 3)

эффекты памяти зинченко

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

 

Список литературы
1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
2. Зинченко В. П. Память и мышление в работах П. И. Зинченко // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения: Материалы первого всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков, 1970.
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Петр Иванович Зинченко (1903-1969): его жизнь и труды. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013, №2, с.1-23.
4. Мещеряков Б. Г. Мнемические эффекты П. И. Зинченко// Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.3, 6-12.
5. Lutz J., Briggs А., Cain К. An Examination of the Value of the Generation Effect for Learning New Material. The Journal of General Psychology. Volume 130, 2003. P.171-188.
6. McCurdy, Sklenar, Frankenstein, & Leshikar. Theories of the generation effect and the impact of generation constraint: A meta-analytic review. July 2020. Psychonomic Bulletin & Review 27(11), 1139–1165

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ