Семь лет назад я провела свой первый обучающий вебинар. Опыт получился так себе. В учебных целях и контенте я была уверена, а вот процесс подкачал. Некоторое время после этого «вебинар» для меня означало примерно следующее: говорящая голова, участники в соцсетях, камера — это зло, всё сломается.
В общем, мне не понравилось. Но отказываться от вебинаров я не планировала. Пришлось разобраться, как это работает.
В статье делюсь заблуждениями, которые мешали мне делать интересные и полезные вебинары, и рассказываю, как всё оказалось на самом деле.
На вебинаре невозможно качественно научить
Если только показывать и комментировать слайды, да, качественно научить сложно. Но технические возможности давно шагнули вперёд. Вебинары на большинстве платформ — это не говорящая голова и чат в дополнение к слайдам. Можно проводить опросы, показывать видео, объединять людей в малые группы для обсуждений, рисовать на слайдах во время обучения.
Узнайте, что умеет платформа, на которой планируете работать. Подумайте, как с её помощью организовать интересный процесс.
Участники будут заниматься другими делами
Не переживайте. Почти наверняка будут. Проконтролировать это вы не можете. Зато можете сделать процесс настолько интересным, чтобы отвлекаться от него не захотелось.
Вот несколько советов, как вовлечь участников в обучение.
Меняйте слайд не реже раза в минуту.
Используйте интересные вовлекающие слайды.
Такой слайд хочется рассмотреть.
А во время показа такого слайда хочется открыть соцсети.
В начале вебинара предупредите, что будет много заданий — важно быть внимательными. Предложите соблюдать правила.
Предлагайте разные типы заданий. Делайте это не реже раза в три минуты. Кстати, следующее популярное опасение связано как раз с заданиями.
Участникам будет скучно
Не обязательно придумывать много уникальных заданий. Если вы будете использовать простые инструменты, но делать это грамотно и регулярно, участникам будет интересно учиться.
Регулярно — это примерно раз в три минуты. Если обращаться к аудитории реже, вы начинаете её терять.
Грамотно — это используя ключевые принципы для каждого инструмента. Вот несколько рекомендаций.
Чат
Дайте ему литься потоком. Предложите участникам свободно комментировать в чате тему и высказывания друг друга.
Если обсуждение в чате имеет отношение к теме обучения, не стоит его прерывать.
Проговаривайте вслух ключевые мысли из чата.
Называйте участников чата по именам, обращайтесь к их записям.
Поблагодарите и похвалите первого участника, который начнёт писать в чате. Благодарите других за то, что добавляют в чате свои мысли.
Опросы
Используйте опросы, чтобы активировать внимание и любопытство участников. Например, не просто представьте результаты исследования, а предложите угадать или оценить их в опросе. Затем представьте данные и сравните их с результатами вашего опроса.
Формулируйте вопрос ясно и однозначно.
Убедитесь, что каждый участник найдёт подходящий ему ответ среди предложенных.
Вот так выглядел чат, когда я неудачно сформулировала варианты ответов:
Как долго вы работаете в Компании?
1 год — 5 лет
5 — 10 лет
больше 10 лет
Делитесь результатами ответов на каждый вопрос. Обсуждайте результаты.
Статусные иконки
Многие ведущие игнорируют статусные иконки. И зря. Это простой и любимый участниками инструмент.
Например, используйте иконки, чтобы быстро получить информацию в начале сессии, чтобы «разбить лёд» и начать интерактив.
Видео
Используйте короткие видео — не более 5 минут. Идеально 1−2 минуты.
Всегда поясняйте цель просмотра.
После просмотра обсуждайте увиденное.
Будут технические сложности: прервется видео, пропадёт аудио
Возможно. Но не слишком вероятно, если протестировать всё заранее, убедиться, что система работает и скорости Интернета для трансляции видео вам хватает.
Отдельно стоит позаботиться о тех, кто планирует присоединиться к вебинару с корпоративного оборудования. Попросите участников, чтобы они заранее протестировали систему и убедились, что могут подключиться.
Если во время вебинара трансляция начала подвисать
Отключите камеру, вместо трансляции видео установите своё фото. Для этого его стоит загрузить в систему заранее. Обычно это значительно снижает нагрузку на систему, и вебинар можно продолжить.
Если не помогло, сделайте паузу и перезагрузитесь. Небольшую паузу участники вам простят.
В крайнем случае извинитесь и перенесите мероприятие на другое время. Неприятно. Но не смертельно. Главное, чтобы это не стало привычкой.
Буду плохо выглядеть в кадре
Приучите себя смотреть в камеру. Не на своё видео на мониторе, не на слайды, а в камеру. Начать стоит с формирования этой привычки.
Вот изображение, к которому стремимся
А вот так делать не стоит
Позаботьтесь о фоне. Ничто в вашем вебинаре не должно отвлекать участников от контента.
Здесь внимание направлено на слайды и ведущего
А здесь хочется рассмотреть карточки на стене
Внимание к одежде. Нет чёрному, белому, красному цветам и мелкому узору на одежде.
Добавьте света. Если пользоваться только потолочным освещением, в кадре у вас будут тени под глазами и под носом.
Улыбайтесь участникам.
Вебинар пройдёт успешно, если
Изучить все технические возможности платформы, на которой проводите вебинар.
Подготовить интересные слайды, перелистывать их в среднем раз в минуту.
Подготовить интерактивные задания, проводить их в среднем раз в три минуты.
Чередовать типы заданий: чат, опрос, иконки, видео.
Не бояться технических сложностей.
Позаботиться о качестве вашего изображения: фон, одежда, свет.
Искренне улыбаться участникам.
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!