Вредные советы: как испортить старт тренинга

Вредные советы: как испортить старт тренинга

 

Старт тренинга — этап, важность которого невозможно переоценить. Именно на старте тренер впервые видит участников, формирует мотивацию к обучению, создает атмосферу обучения. Фундамент вовлеченности и работоспособности группы тоже закладывается именно на старте. Несмотря на важность этапа, многие тренеры не придают ему большого значения и могут допустить целый ряд ошибок. Эти ошибки дают о себе знать на этапе обучения в виде сопротивления группы, недостаточной мотивации или возражений, которых вполне можно было избежать. Сегодня мы поговорим о том, какие ошибки тренер может допустить на старте и как избежать каждую из них, но сделаем это в формате вредных советов!

 

Вредный совет № 1: Нам платят за обучение, а не за болтовню!

советы бизнес-тренеру обучение взрослых

 

Эта установка характерна для многих тренеров, которые имеют привычку сокращать старт программ и быстрее переходить к содержанию тренинга. Как правило, тренер делает так из лучших намерений. Например, тренер может быть хорошо знаком с группой. Зачем говорить о регламенте, правилах и тратить время на знакомство, если мы все — сотрудники одной компании?

Но тренинг начинается с последовательного продуманного старта также, как театр начинается с вешалки. Конечно, участники могут знать друг друга. Или они могли уже обучаться у этого тренера. Но в таком составе, на такую тему, с этим тренером событие, все равно происходит впервые. И поэтому создать на старте безопасную, комфортную атмосферу также важно, как и в любом другом случае. Это — прямая ответственность тренера. Это не исключает того, что каждый раз подбирать для старта инструменты следует исходя из уровня подготовки группы, ее знакомства и контекста.

Представьте, что в одной тренинговой группе собрались сотрудники двух соседствующих отделов. Кажется, что нет смысла уделять время их знакомству. Но на практике может оказаться, что активно взаимодействуют между собой лишь несколько человек из каждого отдела. А значит, большинство сотрудников видят друг друга редко, редко встречаются и вполне могут не помнить даже имен. Если мы пропустим этап знакомства, то кто-то из участников может испытать стресс от того, что может ошибиться в имени коллеги. В результате, он будет отвлекаться на эти мысли и не сможет полностью сосредоточиться на обучении. Стоит ли оно того?

Мы рекомендуем посвящать старту тренинга до 10% от его общей длительности и всегда относиться нему внимательно. Каждая группа уникальна и формируется с нуля, а регламент и правила снижают напряженность и помогают создать безопасную атмосферу.

 

Вредный совет № 2: Все ясно из названия!

советы бизнес-тренеру обучение взрослых

 

В этой ситуации тренер, обозначив тему обучения, спешит перейти к сбору ожиданий участников, не объясняя им ни цель тренинга, ни ход обучения, ни планируемые результаты.. Вместо этих скучных активностей, он сразу предлагает участникам сформулировать свои ожидания от обучения. И если ни разу до этого вопроса не были озвучены цели, дорожная карта программы, то тренер получит от группы широкий спектр нерелевантных ожиданий, которые, в итоге, не будут удовлетворены по завершении программы. Такой подход как бы дает участникам безграничное поле для полета фантазии и тренеру придется впоследствии объяснять им, почему чего-то из их ожиданий в программе не оказалось. В крайнем случае, такое нереализованное ожидание приводит к неудовлетворенности от обучения.

А если обойтись без крайностей, то мы все равно увидим снижение мотивации на самом старте тренинга. Ведь участники сформулировали свои ожидания, узнали, что часть из них удовлетворена не будет и решили, что учиться придется тому, что им неинтересно. Чтобы получить сфокусированные ожидания от группы, необходимо предварительно рассказать о целях, дорожной карте и подать программу с позиции выгоды: какие проблемы сотрудники смогут решать по итогам обучения, чему конкретно научатся. В таком случае, когда дело дойдет до сбора ожиданий, они будут точнее, обдуманнее и сфокусированнее на конкретном тренинге.
Отдельного упоминания требует название тренинга. Бывает, что оно открыто говорит о содержании: тренинг по продажам, по управлению изменениями. Но тема также может быть принципиально новой для участников, а из ее названия вовсе не будут понятны цели. Например, существует тренинг «Эффективный инфоцентр». О чем он? В такой ситуации ожидания участника будут максимально абстрактными или поверхностными (например, “узнать что-то новое”), если ему заранее не объяснить, что его ждет.

 

Вредный совет №3: Вы — тренер и этого достаточно!

советы бизнес-тренеру обучение взрослых

 

Вот еще один вредный совет/лозунг. Некоторые тренеры решают отпустить этап самопрезентации себя в контексте темы тренинга. Они исходят из того, что их позвали проводить обучение, и этого должно быть достаточно участникам, чтобы удостовериться в их профессионализме и уровне экспертизы. Увы, любая группа и любой человек будут примерять тему тренинга к тому, кто его ведет.

Доверие не формируется на том простом основании, что человек — тренер. Поэтому важно рассказать о том, почему именно вы ведете эту программу. Какой у вас есть практический опыт в теме, какая подготовка? Какими результатами вы можете поделиться, чтобы группа поняла, что вам можно доверять? Но также важно помнить и о том, что в группе есть участники с разным уровнем. И тренеру необходимо разобраться в том, кто — новичок в теме, а кто уже успел приобрести в ней опыт на практике или в теории.

Тренеру необходимо сформировать доверие к себе, понять уровень участников и выяснить, на чей опыт он может опереться, диагностируя уровень подготовки группы.

 

Вредный совет №4: Участники пришли сами, значит в обучении заинтересованы

советы бизнес-тренеру обучение взрослых

 

Это — прямое продолжение идеи об игнорировании уровня знаний группы. Тренер может подумать: «а зачем дополнительно мотивировать участников, помогать им задавать вопросы или формировать ожидания от обучения? Они ведь пришли сами и, следовательно, знают — зачем». А раз они уже заинтересованы, то можно не тратить на это время.

Но на практике участники зачастую приходят на тренинги не самостоятельно, а по распоряжению руководителей. Неудивительно, что группы далеко не всегда блещут мотивацией. Кто-то не понимает, почему именно он должен учиться, кого-то обучение отвлекает от важных рабочих дел. Для того, чтобы все участники понимали, зачем они учатся, как они могут получить пользу от программы, важно, чтобы каждый из них на старте познакомился с целями программы и сформулировал свои индивидуальные цели. В этом ему и помогает тренер, создавая тем самым мотивацию, на которую люди смогут опереться впоследствии. Если я (как участник) понимаю, что обучение поможет мне совладать с конкретными рабочими задачами, то и моя вовлеченность в процесс будет выше. А тренеру будет легче вести программу.

 

Вредный совет №5: Участники еще ничего не знают!

советы бизнес-тренеру обучение взрослых

 

Задания с запрограммированным провалом — это ужас и погибель этапа ориентации и погружения в тему. Возникают они благодаря желанию тренера произвести на аудиторию сильное впечатление и продемонстрировать свою экспертизу. Он дает группе задание, которое является для участников заведомо невыполнимым. Разбирая провал, тренер делает логичный вывод о том, сколь многое участникам еще предстоит изучить. Худший пример такого испытания огнем — это ролевая игра в аквариуме, призванная указать на все допущенные ошибки.

Дело в том, что на старте, когда участники еще присматриваются к тренеру и друг к другу, играть захотят самые активные и, как правило, самые лояльные члены группы, которые затем публично провалят задание, а тренер будет анализировать их ошибки.

На программах Института Тренинга, затрагивающих проектирование этапа ориентации, мы всегда говорим о том, как важно мотивировать участников, структурировать тот опыт, которым они уже обладают. И на этом этапе мы можем позволить им ошибаться только в безопасной атмосфере, которая не грозит уничтожением самооценки и чувством стыда.

Чтобы сделать этот этап здоровым и эффективным можно использовать задания по анализу и актуализации опыта участников. Или, если есть задача подсветить “неправильное”, можно обратиться к инструменте «Do it wrong», когда группе нужно назвать или продемонстрировать максимум ошибок, которые можно допустить в решении той или иной рабочей задачи.

 

Полезные итоги

Мы кратко разобрали пять популярных ошибок, которые могут нанести существенный урон всему тренингу в самом его начале. Если в своей практике вы будете их последовательно избегать, то увидите, как правильный старт способен облегчить и сгладить проведение всей программы.К слову, наш алгоритм старта тренинга, состоит из 13 шагов.

А если вам не хватает наших кратких советов, то вы всегда можете отточить свои тренерские навыки в конкретной теме на наших открытых программах. Предметно, с лучшими экспертами и глубокой методологией. О расписании ближайших мероприятий можно узнать здесь.

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ