Какой руководитель не мечтает о том, чтобы создать идеальную команду? Команду, в которой все задачи принимаются сотрудниками, в которой справедливо разделены зоны ответственности, в которой люди помогают друг другу и любой спор могут решить спокойным и взвешенным диалогом. Ведь именно такие команды побеждают в любой дисциплине: от бизнеса до спорта. Соберите лучших футбольных звезд планеты в одну сборную и они вполне могут проиграть дворовой команде, которая играет вместе с первого класса. Конечно, каждый отдельно взятый игрок может быть в разы слабее знаменитого футболиста, но ведь именно командное взаимодействие делает игру, верно? Сегодня мы говорим о способах и методах командообразования!
Прежде чем разбираться с командой…
Прежде чем говорить о командах и взаимодействиях в них, мы хотим обратить ваше внимание на несколько предварительных шагов. Проблемы командообразования могут быть внутренними и внешними. Большинство руководителей и экспертов интересуют именно внутренние причины. Они — самые сложные и важные, требующие глубоких знаний в психологии и обучении взрослых. Но мы хотим начать с внешних причин, незаслуженно обделенных вниманием.
Будем краткими. Прежде чем приступить к анализу коллектива, выявлению его внутренних проблем и выбору методов их решения, посмотрите на причины, находящиеся за его пределами. Недостаточная оплата труда, чрезмерное количество рабочих обязанностей, давление со стороны руководства — эти и подобные им факторы оказывают негативное влияние на каждого из участников команды. На этапе подготовки необходимо выявить подобные факторы и ликвидировать их до начала работы по командообразованию. Здоровую команду необходимо строить в здоровой атмосфере.
Способы командообразования: что, где, когда?
Итак, создание команды — заманчивая перспектива. Сплоченная команда сотрудников — это пример здоровых межличностных коммуникаций, эффективного линейного взаимодействия и производительности. Отлаженное командное взаимодействие помогает сотрудникам быстрее справляться со стрессом, нейтрализовывать конфликты, способствует профилактике профессионального выгорания, повышению уровня мотивации, взаимовыручке и делегированию полномочий. Главная характеристика эффективной команды — направленность всех сотрудников на общий результат, подкрепленный командным самоконтролем: сильные члены команды помогают слабым, контролируют их работу и поддерживают общую дисциплину.
Увы, этого Эдема не получится достигнуть в один присест. Лекция «О пользе и вреде командообразования», проведенная в конференц-зале компании может вызвать лишь раздражение со стороны сотрудников, также как и скучная программа обучения, отрывающая участников от рабочих обязанностей. Для того, чтобы создать настоящую команду требуется время и целый спектр инструментов. Основа любого подобного объединения — межличностные отношения, а их не получится построить за один день. Участники команды должны пройти большой путь, прежде чем смогут ощутить себя единым целым.
Инструменты командообразования
Построить команду за один день не получится, поэтому присутствие эксперта необходимо для проведения обучающих активностей, разрешения возникающих проблем и достижения конечной цели.
Опыт Института Тренинга демонстрирует, что в командообразовании лучше всего показывают себя blended и experiential learning: смешанное обучение и обучение на опыте.
Blended Learning или смешанное обучение — это формат, сочетающий в себе традиционное аудиторное обучение и элементы дистанционного: вебинары, интерактивные задания, лонгриды, тесты и т. д. Совмещение двух форматов позволяет участникам глубже погрузиться в проблему и рассмотреть его сразу с нескольких сторон, глубоко усвоить материал и избежать монотонного и многодневного участия в очных тренингах, прерывающих рабочий процесс.
Формат experiential learning или обучения на опыте — это обучение, которое начинается с опыта, трансформируемого в знания, навыки, отношения, эмоции и убеждения. Достигается это посредством погружения участников в задания без предварительного изучения теории. Они погружаются в ситуацию, получают опыт, а затем рефлексируют под контролем тренера с целью развития новых установок, способов мышления и знаний.
Основной принцип Experiential Learning заключается в том, чтобы поощрять, подталкивать людей к тому, чтобы они обдумывали, узнавали и доходили до понимания самостоятельно. Тогда результат обучения становиться для них действительно актуальным, и формируется внутренняя мотивация для использования полученного знания. Классический пример этого формата — деловые игры, бизнес симуляции и интеллектуальные тимбилдинги. Каждый из этих примеров эффективно работает на цели командообразования. Участники оказываются в ситуации, которая доказывает им ключевую идею: чтобы работать эффективно, необходимо делать это как команда. А еще формат позволяет актуализировать осознание участников о том, что у них получается хорошо, а что — нет.
Если мы воспользуемся классическим примером командообразования и обратимся к интеллектуальному тимбилдингу, то увидим, что этот формат подбираются под конкретный запрос с учетом типичных проблем в командном взаимодействии. Участники объединяются в команды, посещают разные станции, выполняют задания и осмысляют полученный опыт. В этом формате удается достичь баланса между мощным командообразующим эффектом и глубоким анализом своих действий и их последствий у каждого из участников.
Итоги
В идеальном мире каждый проект выполняет идеальная команда. Ее участники помогают друг другу в дружеской атмосфере, нацелены на общий результат и следуют давно выработанным принципам взаимодействия. Но мы живем в мире реальном, поэтому создаем продукты для исправления несовершенства мира.
На тренинге «Эффективная работа в команде» мы помогаем руководителям и рядовым сотрудникам изучать и применять на практике модели развития и создания команды, примерять на себя командные роли и реализовывать на практике ключевые правила создания командной работы.