Смешанное обучение: на что опираться при выборе метода

Один из главных вызовов проектирования смешанных программ обучения — использование методов разной природы, которые разнообразят опыт обучающегося и сделают его образовательное путешествие увлекательным. Ведь однообразие методов снижает вовлеченность, из-за чего участник начинает скучать и отвлекаться от обучения.
Смешанное обучение: на что опираться при выборе метода

 

Один из главных вызовов проектирования смешанных программ обучения — использование методов разной природы, которые разнообразят опыт обучающегося и сделают его образовательное путешествие увлекательным. Ведь однообразие методов снижает вовлеченность, из-за чего участник начинает скучать и отвлекаться от обучения.

В этой статье мы поделимся практической идеей, которая позволит, с одной стороны, точнее подбирать метод обучения, а с другой стороны — поможет вам расширить линейку методов в программе.

Суть идеи заключается в правильном использовании глаголов.
Заинтригованы? Тогда приступим!

 

Формат, модели и установки

Прежде чем сформулировать цели обучения, 2 уровень V-модели Джека Филлипса, необходимо описать то, какое рабочее поведение мы планируем сформировать.
Определив его, мы выясняем, какие знания, умения и установки поддерживают требуемое поведение и определяем разрыв между текущим уровнем ЗУН и желаемым. Тем самым формируется содержание обучения. После чего мы приступаем проработке методов обучения.

Как правило, когда мы хотим передать знания, в очном формате мы отдаем предпочтение короткой лекции или чтению. Однако в смешанных форматах обучения у нас появляется значительно больше возможностей.

Чтобы точнее подбирать метод, с помощью которого мы будем формировать знание, важно понять, что значит «знать». Ведь это слово может скрывать целую палитру смыслов.

 

О значении слов

как ставить цели обучения тренинг

Давайте начнем путь со слова «знание».

 

Проектируя программу, мы часто говорим: «Обучающийся будет знать это и это».

 

Но о каком знании идет речь на самом деле? Об умении извлечь из памяти необходимую информацию? Так, чтобы мы могли разбудить человека ночью, а он пересказал нам весь материал? Или речь о наличии представления? Например о том, чтобы руководитель имел общее представление об основных моделях мотивации персонала? Или о том, чтобы человек узнавал материал, столкнувшись с ним? Или об умении обобщать? Или об умении анализировать и принимать решение на основании знаний? Список можно продолжать долго.

Давайте воспользуемся «Таксономией образовательных целей» Б. Блума и «Уточненной таксономией» Л. Андерсена, чтобы разобраться с этой задачей.
В целом, «знание» может быть воспринято в одной из следующих разновидностей:

 

Помнить = извлекать необходимую информацию из памяти.
Разновидности такого знания — узнавание и припоминание. Узнавать — это, например, умение выделить на картинке лягушек среди других амфибий. Припоминать — умение назвать фамилии авторов книг по заданной теме.

 

Понимать = создавать значения на базе учебных материалов или опыта. Разновидности такого знания — умение интерпретировать, предлагать примеры, классифицировать, обобщать, сравнивать и так далее.

 

Все это — лишь часть того, что касается глагола «знать».
Поэтому при формулировании целей и задач программы обучения следует каждый раз задавать себе ряд вопросов:

Каков образ будущего результата?
Что конкретно и как должен знать сотрудник?
Что означает «знать»?

 

Уточняем цели

как ставить цели обучения тренинг

Давайте обратимся к примерам уточненным целям, относящихся к «знанию», и посмотрим, как иначе они зазвучат, если добавить к ним глаголы, описывающие образ результата.

Например, мы хотим, чтобы обучающиеся на зубок помнили семь видов потерь в бережливом производстве. Или нам важно, чтобы они хорошо понимали преимущества того или иного товара. Нет необходимости заставлять их учить эти преимущества наизусть, важно, чтобы они ориентировались в логике продукта и могли объяснить ее покупателю. Или при обучении управлению изменениями, мы хотим, чтобы участники имели представление еще о нескольких моделях помимо той, которой будет посвящено обучение.

Когда мы смотрим на цели в таком свете, у нас автоматически появляется и разнообразие потенциальных методов. Давайте разбираться, как меняются методы в зависимости от формулировки цели:

 

Помнить семь видов потерь в бережливом производстве. В данном случае передать знания мы можем как очно на семинаре, так и дистанционно в ходе электронного курса. Подкрепить обучение поможет one-pager, который удобно повесить перед глазами в качестве напоминания. И нам однозначно понадобятся задания на запоминание.

В изучении иностранных языков есть распространенный вид заданий: найти пару в списке слов и их толкований, вписать недостающие слова в тексте, разложить карточки в правильной последовательности. Они отлично подойдут для решения данной задачи. Ведь наша цель — помочь участникам по памяти воспроизводить семь видов потерь.

 

Понимать преимущества кредитной карты. В этой задаче для сотрудников банка нам понадобится экспертное мнение. Отлично сработает вариант, в котором Product Manager, разработавший этот продукт, расскажет участникам о его сути и преимуществах. Ведь он — лучший из экспертов по продукту, знает все ее особенности, может осветить любой нюанс. А решения в разработке он принимал, анализируя рынок, потребителей и конкурентов.

После выступления дайте сотрудникам памятку «Сравнительная таблица кредитных карт», которую можно положить на рабочий стол. Дело сделано! Люди смогут и понять, и воодушевиться, и освежить информацию в нужный момент.

 

Иметь представление о трех моделях управления изменениями. «Иметь представление» — это то самое поверхностное знание. В данном случае хорошо сработает лонгрид или брошюра: несколько листов хорошо сверстанного текста, который можно дать участникам для изучения до начала очного тренинга. Это нужно нам для того, чтобы в классе сфокусироваться на центральном подходе, но иметь возможность сравнивать, проводить параллели, находить различия и ориентироваться в информационном поле.

 

Знать пример страховых событий по программе X. В данном случае не обязательно делать изучение примеров частью очного обучения. Можно создать комикс, в котором возможные страховые события будут отображены визуально, поэтому хорошо запомнятся. Или мы можем обратиться к сторителлингу, пригласив поучаствовать специалистов, регулирующих убытки: например, записать подкаст, в котором эксперты поделятся несколькими жизненными историями, иллюстрирующими виды страховых событий, возникающими в работе препятствий, демонстрирующими порядок действий и так далее. Сторителлинг будет живым и интересным, в отличие от очередного вебинара со слайдами. Живая история из первых рук всегда лучше лекции.

 

Видение результата

как ставить цели обучения тренинг

Как видите, уточнение целей и добавление к ним глаголов — это возможность расширить «меню» доступных нам методов. Нам просто необходимо разобраться в целях: где требуется помнить, где понимать, где иметь представление.

Тогда нам самим будет проще ориентироваться: что дать сотрудникам почитать, что изучить в электронном курсе, что сделать в виде памятки. Таким образом, для очной части останется самое главное — то, в чем сотруднику будет сложно разобраться самостоятельно.

Таким же способом можно проработать цели, описывающие, что участники должны уметь и делать на рабочем месте. Чем точнее глагол описывает желаемый результат, тем проще будет подобрать метод обучения, позволяющий достичь результата.

 

У вас все получится!

 

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ