Шесть советов тренеру — как облегчить переключение внимания участников обучения

Задача тренера — управлять вниманием участников, поддерживать его, помогать сохранять и в нужный момент возвращать внимание на тренера, на коллег, на содержание тренинга.
Шесть советов тренеру — как облегчить переключение внимания участников обучения

Задача тренера — управлять вниманием участников, поддерживать его, помогать сохранять и в нужный момент возвращать внимание на тренера, на коллег, на содержание тренинга.

Метафора внимания, которой пользуются многие психологи — это фонарь, или луч прожектора, который из множества сигналов окружающей среды или наших мыслей и действий выхватывает нечто существенное для нас в данный момент.

Но что делать, когда группа двигается к другой теме, а прожектор отдельных участников все еще направлен на уже обсужденный вопрос? То есть их внимание не переключилось, тумблер не сработал. Разберемся, каковы причины этого и можно ли что-то предпринять, чтобы облегчить переключаемость внимания участников.

Что такое переключение внимания?

Внимание (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. [1]

Переключение внимания — это одно из свойств внимания. «Переключатель» срабатывает и участник тренинга перемещает из центра сознания приоритетный объект, чтобы разместить в центре своего внимания новый объект или задачу.

Каждый раз тренер решает, насколько группа готова отвечать на вопрос тренера, стартовать новую тему, перейти к заданию — везде необходимо переключение  внимания участников.

 

Противоположностью переключаемости является ригидность, вязкость, «застревание» внимания.

Например, группа работает над заданием в рабочей тетради, а кто-то из участников ещё задаёт вопросы по предыдущему блоку тренинга.

 

 

Или после перерыва большинство участников настроены решать командную задачу, а для кого-то нужно время, чтобы перестать думать об изменениях в штатном расписании, которые обсуждались во время перерыва.

 

 

От чего зависит скорость переключения внимания?

 

Скорость переключения внимания во многом определяется нашими психофизиологическими характеристиками: подвижностью нервных процессов, особенностями темперамента, силой нервной системы. Кто-то быстро переключается с рабочих задач или разговора по телефону во время перерыва на тему обучения, а другому человеку нужно время, особая настройка.

Личностные особенности (а в их основе лежат темпоральные характеристики) тоже влияют на скорость процесса переключения внимания.

Склонные к детализации люди, привыкшие рассматривать проблемы с разных сторон, медленнее переключают внимание. А человек с «подвижным, как ртуть» характером, может испытывать сложности с концентрацией внимания на одном вопросе.

Яркий пример подобных, противоположных по складу, людей показан в сериале «Лучше звоните Солу».

 

 

Герой сериала, Сол Гудман, моментально переключается с одной деятельности на другую, успевает за одну серию побывать режиссером рекламного ролика, адвокатом, продавцом телефонов. Брат Сола — Чак Макгилл — зацикливается на идее справедливости, «копает» юридические архивы, тщательно продумывает и вынашивает план лишения брата адвокатской лицензии.

Изменить отношения и свойства людей, которые влияют на их внимание, сложно и не входит в задачи тренинга, но учитывать эти свойства необходимо.

Однако было бы ошибкой видеть причины низкой или высокой переключаемости внимания только в индивидуальных особенностях.

Если тема эмоционально значима, затрагивает ценности участников, то «застревание» внимания на ней более вероятно.

Кроме этого, скорость переключения внимания связана и ситуативными факторами: утомлением, эмоциональным напряжением и т.п. К концу дня переключать внимание становится всё труднее. И наверняка вы сталкивались с тем, что участники чаще просят повторить инструкции или вопросы вечером, а не утром.

Как тренеру облегчить процессы переключения внимания?

1. Проведите разминку после перерыва

Разминка поможет настроиться на работу в группе, отвлечься от рабочих задач (если такие решались во время кофе-брейка), организовать совместное внимание.

2. Держите вопрос для обсуждения перед глазами

Часто после бурного обсуждения или активной игры людям трудно переключить внимание.

Фиксируя вопрос на флипчарте или слайде, тренер канализирует энергию внимания в нужное русло обсуждения. Написанный вопрос больше притягивает внимание, чем вопрос прозвучавший.

3. Завершайте гештальты

Внимание будет свободнее переключаться, если участники чувствуют целостность и завершенность темы, блока тренинга, обсуждения какого-то задания. Тренер сам может сделать краткое резюме по пройденному материалу. Но эффективнее привлечь группу.

Открытый вопрос поможет собрать ключевые идеи и завершить блок:

  • Что берём с собой в свою практику из изученного/полученного опыта?
  • Что для меня было наиболее ценным в этой теме/обсуждении?

В качестве «отбивки» подойдёт и закрытый вопрос:

  • Можем ли двигаться дальше?
  • Достаточно ли мы проговорили на эту тему?
  • Можем мы здесь поставить точку?

 

 

4. Подготовьте «Засечки для внимания»

Подготовьте ламинированные карточки, на которых будут изображены основные схемы, алгоритмы, речевые подсказки. Они облегчат переключение внимания на важные смысловые моменты во время тренировки навыков и работе в подгруппах.

Чек-лист для наблюдателя, где предстоит отмечать галочками необходимые действия — это тоже «зацепка» для внимания.

Флипчарт, на котором есть пример диалога или написана инструкция к заданию — всё это помогает переключать и удерживать внимание на содержании работы.

5. Организовывайте постоянные подгруппы

При работе в постоянных по составу группах не надо вновь «со-настраиваться», участники быстрее начинают работают с содержанием, так как уже освоили свои роли в командном взаимодействии и понимают, что и от кого можно ожидать.

Конечно, в целом ряде случаев менять состав групп необходимо и полезно. При этом надо учитывать, что первое время в команде уйдёт на приветствия, шутки, «бессодержательные» разговоры, неловкие паузы.

6. Зонируйте пространство

На тренингах для тренеров я могу сказать: «Вот здесь я буду стоять и обращаться к вам, как к методологам, разработчикам своих тренингов. А здесь — я буду обращаться к вам, как к участникам этого тренинга».

Подобные приёмы вы можете использовать в разных ракурсах: на этом флипчарте будем собирать все вопросы; в левой части аудитории будем решать командные задачи, а в правой – обсуждать, как мы их решали и т.п.

Зонирование не всегда доступно в некоторых аудиториях. Можно сделать «символическое зонирование» — перед следующей темой попросить всех встать и поменять место. Новый ракурс — новая тема.

Научитесь управлять вниманием участников осознанно — развивайте свой профессионализм вместе с нами — на длительных и коротких программах подготовки бизнес-тренеров.

Если вы, как и Институт Тренинга — за профессионализм, экспертизу и глубину в профессии, поделитесь статьей с друзьями.

[1] Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.

М. Издательство Прайм-Еврознак, 2007 г.

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ