Bad Practice или «порочная практика» — это такие слова, действия или бездействие тренера, которые мешают ему создавать благоприятные отношения с группой и продвигаться к целям тренинга. Как правило, частота использования, сила влияния и возможные последствия «порочных» практик тренером плохо осознаются.
Список составлен по результатам моих наблюдений. Начнем с наиболее частотной, на мой взгляд, истории.
1. «В тёмную»
Тренер не сообщает цели задания, упражнения или игры. Причина: забывает, не придаёт значимости этому шагу или делает это намеренно, говоря «потом поймёте».
Взрослому человеку хочется понимать, для чего и зачем он учится, какой эффект получит от предложенных действий. Создаваемая неопределенность усиливает эмоциональное напряжение и снижает чувство безопасности обучающихся.
2. «Я знаю, что вы чувствуете и будете чувствовать»
Тренер предполагает чувства участника или всей группы, которые им не свойственны или будут восприняты неоднозначно.
Характерные фразы: «не стесняйтесь, высказывайтесь», «вы слишком торопитесь», «вам сейчас будет очень интересно», «сделаем задание, которое вам понравится», «давайте будем уважать друг друга». Последней фразой тренер подспудно упрекает участников в неуважении.
Несогласие с трактовкой тренера способствует спору и желанию действовать в «противоход».
3. «Игнорирование вопросов»
Игнорирование вопросов аудитории происходит по разным причинам: тренер не знает ответ; считает, что вопрос глуповат; не слышит вопрос, так как сосредоточен на своём и т.п. Напряжение обучающихся нарастает и в какой-то момент оборачивается открытым проявлением недовольства.
4. «Пытка»
Тренер не даёт материал, определения, но при этом «пытает» аудиторию вопросами по содержанию. Например, спрашивает: «в чём ценность этой супер-технологии?». При этом участники пока имеют смутное представление о назначении этой «супер-технологии», её сути, плюсах и минусах, этапах применения. Особенно изысканно выглядит в рамках этой порочной практики приём «спрашивай несколько раз и говори, что не в этом ценность супер-технологии».
5. «А кто здесь мастер?»
Тренер даёт сложное задание, но участники не обладают знаниями и навыками для его выполнения.
Например, подсчёт финансового показателя предполагает свободное владение формулами. Никто справиться с этим заданием не может. Тренер показывает на этом примере своё мастерство. Группа пребывает в недоумении. Учебный эффект для группы неочевиден.
6. «Посмотрим на тебя»
Тренер ставит проявляющего недовольство участника в главную роль.
Например, тренер делает критично настроенного человека активным участником в ролевой игре, назначает руководителем в командной задаче. К сожалению, такой приём в некоторых тренерских курсах преподносится как «работающий». Тренер ожидает, что тем самым он умерит амбиции участника, «расшатает» его негативные установки. Однако участник, скорее всего, займёт круговую оборону и будет нечувствителен к обратной связи. Из-за низкого уровня доверия к тренингу или тренеру такая практика не повысит готовность к изменениям.
7. «Теперь ты тренер»
Критичному участнику тренер передаёт свою роль и говорит: «тогда ты расскажи нам, как ты считаешь верным» или «ну раз ты всё знаешь, тогда объясни». Непридуманный случай — передача проведения ролевой игры. После этого участник был «побит» группой, но и тренера организаторы обучения попросили завершить тренинг досрочно.
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!