Развитие внутренних экспертов

Почему организации уделяют столько внимания внутренним экспертам? В чём особенности обучения и развития самих сотрудников в этой роли?

Содержание

Более 30 лет Институт Тренинга занимается методической подготовкой бизнес-тренеров. И вот уже 20 лет внутри этого направления отчётливо прослеживается запрос организаций на развитие внутренних экспертов.

Внутренние эксперты (ВЭ) — это профессионалы в своем деле, которые периодически разрабатывают и проводят обучение для коллег, партнёров, кандидатов на вакансии компании. Например, юристы, которые объясняют особенности составления договоров; специалисты HR, которые обучают проводить интервью; топ-менеджеры, которые делятся секретами лидерства и так далее.

Причины, по которым организации развивают роль внутреннего эксперта

В 2024 году Институт Тренинга провёл исследование «Как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения персонала». Участниками стали 53 российские организации из 20 отраслей бизнеса. «Зачем организациям внутренние эксперты?» — спросили мы их. На что получили следующие ответы.

  1. Снизить затраты на обучение или обеспечить обучение при отсутствии бюджета.
  2. Повысить эффективность бизнес-процессов: обучение у внутренних экспертов снижает количество ошибок, повышает скорость и эффективность работы.
  3. Обеспечить организацию квалифицированными сотрудниками:
  4. Внутренние эксперты проводят длительные программы переквалификации для действующих сотрудников и внешних кандидатов. Успешные выпускники этих программ занимают дефицитные вакансии.
  5. Внутренние эксперты встречают новых сотрудников и формируют необходимые для работы компетенции уже после найма людей в штат.
  6. Обеспечить организацию сотрудниками на долгосрочную перспективу: внутренние эксперты работают со студентами профильных вузов, вовлечены в профориентацию школьников.
  7. Снизить отток среди новичков: внутренние эксперты вовлечены в процесс адаптации в организации.
  8. Удержать ключевых экспертов: в этой роли сотрудники-эксперты находят возможности для собственного развития и самореализации.
  9. Создать «песочницу для будущих управленцев»: проводя обучение, внутренний эксперт развивает необходимые управленцу компетенции — выстраивает отношения и коммуникацию, ставит задачи, отслеживает прогресс, дает обратную связь.
  10. Снизить травматизм и смертность на производстве: внутренние эксперты широко распространены в обучении безопасности.
  11. Транслировать культуру и ценности организации: при должном подборе внутренние эксперты не только передают знания и навыки, но и собственным примером транслируют культуру и ценности.
  12. Повысить качество кросс-функционального взаимодействия: в разработке и проведении тренингов участвуют эксперты из функций с конфликтом интересов. Благодаря этому опыту учитывается взгляд каждой стороны, снижается напряжение.
  13. Укрепить бренд организации в профессиональном сообществе: организация целенаправленно привлекает к выступлениям на внешних мероприятиях — конференциях, презентациях — не только менеджеров, но и внутренних экспертов.
  14. Сохранить экспертизу в организации — особенно в ситуации выхода на пенсию ключевых специалистов.

Результаты исследования показали, что сегодня внутренние эксперты вовлечены во все задачи, которые бизнес решает с помощью обучения. Вот так распределились ответы на вопросы «По каким направлениям вы проводите обучение?» и «В какие из этих направлений вовлечены внутренние эксперты?».

Развитие внутренних экспертов

Востребованность внутренних экспертов и широта тем, с которыми они работают, предъявляют высокие требования к их собственным компетенциям в роли методолога и ведущего обучения. Как развивать самих внутренних экспертов? Это непростая задача, в которой есть свои особенности и подводные камни. Давайте разбираться!

Чем внутренний эксперт отличается от профессионального тренера?

Обучение — иногда существенная, но всё же не основная часть работы внутреннего эксперта. И уж точно это не его профессия! Чаще всего у начинающего внутреннего эксперта нет даже базовых представлений о том, как учить взрослых людей. При этом его собственные ресурсы крайне ограничены: необходимо справляться с основной работой, параллельно осваивая методологию разработки и проведения обучающих курсов.

Мы уверены, что программы развития для самих внутренних экспертов должны отличаться от программ развития профессиональных тренеров.

Ключевые принципы в обучении и развитии внутренних экспертов

Ниже представлены три ключевых принципа, на которых базируются все программы Института Тренинга для внутренних экспертов и по которым вы также можете выстраивать свою работу.

  1. Создание и тестирование своего продукта.
  2. Демонстрация и пробы.
  3. Научная основа и доходчивое донесение.

Разберём каждый принцип подробно.

Принцип №1. Создание и тестирование своего продукта

Внутренние эксперты — занятые и востребованные сотрудники. Ни одной секунды их времени не должно быть потрачено зря. Поэтому уже во время собственного обучения экспертам нужно дать возможность пошагово создавать и тестировать свой учебный продукт. А именно:

  • определить целевую аудиторию;
  • сформулировать рабочее поведение тех, кого будет учить, и учебные цели — знания, умения, навыки, установки;
  • разработать и протестировать интерактивные задания к своему курсу;
  • составить план или карту тренинга.

На каждом из этих шагов важно предоставить экспертам много практики и обратной связи от ведущего.

Принцип №2. Демонстрация и пробы

Немаловажно то, как устроена программа для внутренних экспертов. Во-первых, мы уверены, что важно учить формату форматом. Если вы хотите, чтобы внутренние эксперты работали в групповом очном формате, то и обучать их лучше в таком формате. Но, если они будут работать дистанционно, то и учить их стоит дистанционно. Учить надо так, чтобы это было как можно ближе к рабочей деятельности.

Во-вторых, обучение для ВЭ должно состоять из инструментов, которые им будет легко перенести в собственные курсы. Внутренние эксперты — люди сообразительные, ведь не зря же они эксперты в своих областях. Обычно, поучаствовав в грамотно подобранном для них задании, они сами говорят: «А ведь так же можно сделать в моей теме! Вот у нас сейчас было задание с карточками про то, как учатся взрослые люди. А я могу так же учить разделению постоянных и переменных затрат в моём курсе».

Чтобы после обучения внутренние эксперты смогли перенести полученные инструменты на свой материал, важно вслед за демонстрацией снабдить их очень простыми, внятными и чёткими описаниями: подсказками, шаблонами, алгоритмами.

И, конечно же, дать попробовать сделать! Помогите внутренним экспертам создать свои первые истории успеха прямо на обучении. Ничто так не вдохновляет применить что-то снова, как понимание того, что у вас это получилось.

Принцип №3. Научная основа и доходчивое донесение

В основе наших программ для ВЭ лежат научно обоснованные концепции, но мы перерабатываем их в понятные правила, доходчивые схемы и модели. Мы уверены, что начинающим внутренним экспертам для успешного старта в этой роли важно усвоить то, что взрослый человек учится только тогда, когда понимает, зачем он это делает, и соотносит текущее обучение со своим предыдущим опытом.

А вот погружение в теоретические основы андрагогики и изучение принципов обучения Малколма Ноулза будет лишним. Чем меньше академизма и больше практичности в вашей программе, тем полезнее она будет.

Кроме излишнего усложнения, доходчивости донесения могут мешать неподходящие, непонятные экспертам примеры. Примеры не из функциональных тренингов, а из soft skills — частая ошибка. Сложно переносить формат работы из темы эмоционального интеллекта в финансы для нефинансистов, особенно начинающим внутренним экспертам. Помните об этом и тщательно подбирайте примеры из тех областей, которым будут обучать ваши участники.

Подытожим

Чтобы методическая подготовка и развитие внутренних экспертов были максимально эффективными, опирайтесь на 3 ключевых принципа:

1. Создание и тестирование своего продукта

  • Проводите обучение вокруг обучающих продуктов самих экспертов. Пускай уже во время тренинга они создают и тестируют собственные программы.
  • Давайте побольше практики и обратной связи во время обучения.

2. Демонстрация и пробы

  • Обучайте в том же формате, в котором внутренние эксперты потом будут работать.
  • Используйте такие же инструменты, которые сами внутренние эксперты смогут применить в своих курсах.
  • Снабжайте внутренних экспертов чёткими описаниями обучающих инструментов, которые демонстрируете: шаблоны, подсказки, примеры, алгоритмы.
  • Давайте пробовать, создавайте первые истории успеха.

3. Научная основа и доходчивое донесение

  • Преподносите материал практично и доходчиво. Никакого академизма и ненужной теоретической нагрузки!
  • Подбирайте примеры из функциональных тренингов и тем, которым будут обучать внутренние эксперты.

Требования к квалификации ведущего обучения для внутренних экспертов

Еще один важный момент, без которого невозможно эффективное обучение внутренних экспертов. На что обращаем внимание у тренера тренеров:

  • Владение методологией разработки и проведения обучения. Прежде всего разработки!
  • Умение структурировать информацию.
  • Способность помочь эксперту «распаковать» свою экспертизу — отжать необходимое для целевой аудитории, структурировать, концептуализировать опыт.
  • Бизнес-эрудиция.

Представьте, что в одном углу аудитории разрабатывают программу по работе на высоте, в другом — по оказанию первой помощи, а в третьем — по оформлению сотрудника на работу. Ведущий всегда должен базово ориентироваться в темах обучения ВЭ, быть готовым быстро и точно порекомендовать, как именно лучше сформулировать учебную цель, какие именно задания предложить. Ведущему крайне важно готовиться к каждой группе, заранее выясняя, обучение в какой области проводят или будут проводить участники.

Про распаковку экспертизы. Мы говорим, что помогаем ВЭ упаковать экспертизу в обучающее решение. Но порой эту экспертизу сначала требуется распаковать. Часто у профессионалов она находится на уровне неосознанной компетентности и того самого знания «на кончиках пальцев». Ведущему важно уметь с помощью вопросов быстро помочь эксперту структурировать, вычленить шаги и основные правила того, как он обычно действует.

Узнайте больше о том, как Институт Тренинга обучает и развивает внутренних экспертов!

Смотрите запись нашей конференции «Люди учат людей».

Очный тренинг для внутренних экспертов «Тренер — важная роль» — поможем вашим специалистам упаковать свою экспертизу в обучающий формат.

Тренинг также доступен в формате дистанционного курса

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ