Содержание
- Кто такие внутренние эксперты?
- Причины, по которым организации развивают роль внутреннего эксперта
- Чем внутренний эксперт отличается от профессионального тренера?
- Ключевые принципы в обучении и развитии внутренних экспертов
- Требования к квалификации ведущего обучения для внутренних экспертов
Более 30 лет Институт Тренинга занимается методической подготовкой бизнес-тренеров. И вот уже 20 лет внутри этого направления отчётливо прослеживается запрос организаций на развитие внутренних экспертов.
Внутренние эксперты (ВЭ) — это профессионалы в своем деле, которые периодически разрабатывают и проводят обучение для коллег, партнёров, кандидатов на вакансии компании. Например, юристы, которые объясняют особенности составления договоров; специалисты HR, которые обучают проводить интервью; топ-менеджеры, которые делятся секретами лидерства и так далее.
Причины, по которым организации развивают роль внутреннего эксперта
В 2024 году Институт Тренинга провёл исследование «Как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения персонала». Участниками стали 53 российские организации из 20 отраслей бизнеса. «Зачем организациям внутренние эксперты?» — спросили мы их. На что получили следующие ответы.
- Снизить затраты на обучение или обеспечить обучение при отсутствии бюджета.
- Повысить эффективность бизнес-процессов: обучение у внутренних экспертов снижает количество ошибок, повышает скорость и эффективность работы.
- Обеспечить организацию квалифицированными сотрудниками:
- Внутренние эксперты проводят длительные программы переквалификации для действующих сотрудников и внешних кандидатов. Успешные выпускники этих программ занимают дефицитные вакансии.
- Внутренние эксперты встречают новых сотрудников и формируют необходимые для работы компетенции уже после найма людей в штат.
- Обеспечить организацию сотрудниками на долгосрочную перспективу: внутренние эксперты работают со студентами профильных вузов, вовлечены в профориентацию школьников.
- Снизить отток среди новичков: внутренние эксперты вовлечены в процесс адаптации в организации.
- Удержать ключевых экспертов: в этой роли сотрудники-эксперты находят возможности для собственного развития и самореализации.
- Создать «песочницу для будущих управленцев»: проводя обучение, внутренний эксперт развивает необходимые управленцу компетенции — выстраивает отношения и коммуникацию, ставит задачи, отслеживает прогресс, дает обратную связь.
- Снизить травматизм и смертность на производстве: внутренние эксперты широко распространены в обучении безопасности.
- Транслировать культуру и ценности организации: при должном подборе внутренние эксперты не только передают знания и навыки, но и собственным примером транслируют культуру и ценности.
- Повысить качество кросс-функционального взаимодействия: в разработке и проведении тренингов участвуют эксперты из функций с конфликтом интересов. Благодаря этому опыту учитывается взгляд каждой стороны, снижается напряжение.
- Укрепить бренд организации в профессиональном сообществе: организация целенаправленно привлекает к выступлениям на внешних мероприятиях — конференциях, презентациях — не только менеджеров, но и внутренних экспертов.
- Сохранить экспертизу в организации — особенно в ситуации выхода на пенсию ключевых специалистов.
Результаты исследования показали, что сегодня внутренние эксперты вовлечены во все задачи, которые бизнес решает с помощью обучения. Вот так распределились ответы на вопросы «По каким направлениям вы проводите обучение?» и «В какие из этих направлений вовлечены внутренние эксперты?».
Востребованность внутренних экспертов и широта тем, с которыми они работают, предъявляют высокие требования к их собственным компетенциям в роли методолога и ведущего обучения. Как развивать самих внутренних экспертов? Это непростая задача, в которой есть свои особенности и подводные камни. Давайте разбираться!
Чем внутренний эксперт отличается от профессионального тренера?
Обучение — иногда существенная, но всё же не основная часть работы внутреннего эксперта. И уж точно это не его профессия! Чаще всего у начинающего внутреннего эксперта нет даже базовых представлений о том, как учить взрослых людей. При этом его собственные ресурсы крайне ограничены: необходимо справляться с основной работой, параллельно осваивая методологию разработки и проведения обучающих курсов.
Ключевые принципы в обучении и развитии внутренних экспертов
Ниже представлены три ключевых принципа, на которых базируются все программы Института Тренинга для внутренних экспертов и по которым вы также можете выстраивать свою работу.
- Создание и тестирование своего продукта.
- Демонстрация и пробы.
- Научная основа и доходчивое донесение.
Разберём каждый принцип подробно.
Принцип №1. Создание и тестирование своего продукта
Внутренние эксперты — занятые и востребованные сотрудники. Ни одной секунды их времени не должно быть потрачено зря. Поэтому уже во время собственного обучения экспертам нужно дать возможность пошагово создавать и тестировать свой учебный продукт. А именно:
- определить целевую аудиторию;
- сформулировать рабочее поведение тех, кого будет учить, и учебные цели — знания, умения, навыки, установки;
- разработать и протестировать интерактивные задания к своему курсу;
- составить план или карту тренинга.
На каждом из этих шагов важно предоставить экспертам много практики и обратной связи от ведущего.
Принцип №2. Демонстрация и пробы
Немаловажно то, как устроена программа для внутренних экспертов. Во-первых, мы уверены, что важно учить формату форматом. Если вы хотите, чтобы внутренние эксперты работали в групповом очном формате, то и обучать их лучше в таком формате. Но, если они будут работать дистанционно, то и учить их стоит дистанционно. Учить надо так, чтобы это было как можно ближе к рабочей деятельности.
Во-вторых, обучение для ВЭ должно состоять из инструментов, которые им будет легко перенести в собственные курсы. Внутренние эксперты — люди сообразительные, ведь не зря же они эксперты в своих областях. Обычно, поучаствовав в грамотно подобранном для них задании, они сами говорят: «А ведь так же можно сделать в моей теме! Вот у нас сейчас было задание с карточками про то, как учатся взрослые люди. А я могу так же учить разделению постоянных и переменных затрат в моём курсе».
Чтобы после обучения внутренние эксперты смогли перенести полученные инструменты на свой материал, важно вслед за демонстрацией снабдить их очень простыми, внятными и чёткими описаниями: подсказками, шаблонами, алгоритмами.
И, конечно же, дать попробовать сделать! Помогите внутренним экспертам создать свои первые истории успеха прямо на обучении. Ничто так не вдохновляет применить что-то снова, как понимание того, что у вас это получилось.
Принцип №3. Научная основа и доходчивое донесение
В основе наших программ для ВЭ лежат научно обоснованные концепции, но мы перерабатываем их в понятные правила, доходчивые схемы и модели. Мы уверены, что начинающим внутренним экспертам для успешного старта в этой роли важно усвоить то, что взрослый человек учится только тогда, когда понимает, зачем он это делает, и соотносит текущее обучение со своим предыдущим опытом.
А вот погружение в теоретические основы андрагогики и изучение принципов обучения Малколма Ноулза будет лишним. Чем меньше академизма и больше практичности в вашей программе, тем полезнее она будет.
Кроме излишнего усложнения, доходчивости донесения могут мешать неподходящие, непонятные экспертам примеры. Примеры не из функциональных тренингов, а из soft skills — частая ошибка. Сложно переносить формат работы из темы эмоционального интеллекта в финансы для нефинансистов, особенно начинающим внутренним экспертам. Помните об этом и тщательно подбирайте примеры из тех областей, которым будут обучать ваши участники.
Подытожим
1. Создание и тестирование своего продукта
- Проводите обучение вокруг обучающих продуктов самих экспертов. Пускай уже во время тренинга они создают и тестируют собственные программы.
- Давайте побольше практики и обратной связи во время обучения.
2. Демонстрация и пробы
- Обучайте в том же формате, в котором внутренние эксперты потом будут работать.
- Используйте такие же инструменты, которые сами внутренние эксперты смогут применить в своих курсах.
- Снабжайте внутренних экспертов чёткими описаниями обучающих инструментов, которые демонстрируете: шаблоны, подсказки, примеры, алгоритмы.
- Давайте пробовать, создавайте первые истории успеха.
3. Научная основа и доходчивое донесение
- Преподносите материал практично и доходчиво. Никакого академизма и ненужной теоретической нагрузки!
- Подбирайте примеры из функциональных тренингов и тем, которым будут обучать внутренние эксперты.
Требования к квалификации ведущего обучения для внутренних экспертов
Еще один важный момент, без которого невозможно эффективное обучение внутренних экспертов. На что обращаем внимание у тренера тренеров:
- Владение методологией разработки и проведения обучения. Прежде всего разработки!
- Умение структурировать информацию.
- Способность помочь эксперту «распаковать» свою экспертизу — отжать необходимое для целевой аудитории, структурировать, концептуализировать опыт.
- Бизнес-эрудиция.
Представьте, что в одном углу аудитории разрабатывают программу по работе на высоте, в другом — по оказанию первой помощи, а в третьем — по оформлению сотрудника на работу. Ведущий всегда должен базово ориентироваться в темах обучения ВЭ, быть готовым быстро и точно порекомендовать, как именно лучше сформулировать учебную цель, какие именно задания предложить. Ведущему крайне важно готовиться к каждой группе, заранее выясняя, обучение в какой области проводят или будут проводить участники.
Про распаковку экспертизы. Мы говорим, что помогаем ВЭ упаковать экспертизу в обучающее решение. Но порой эту экспертизу сначала требуется распаковать. Часто у профессионалов она находится на уровне неосознанной компетентности и того самого знания «на кончиках пальцев». Ведущему важно уметь с помощью вопросов быстро помочь эксперту структурировать, вычленить шаги и основные правила того, как он обычно действует.
Узнайте больше о том, как Институт Тренинга обучает и развивает внутренних экспертов!
Смотрите запись нашей конференции «Люди учат людей».
Очный тренинг для внутренних экспертов «Тренер — важная роль» — поможем вашим специалистам упаковать свою экспертизу в обучающий формат.
Тренинг также доступен в формате дистанционного курса