Разминка или психогимнастика — как правильно?

Может показаться, что разминка и психогимнастика — это синонимы, и нет здесь предмета для размышлений. Но эта статья для тех, кто хочет разобраться в терминологии и совершить вместе с нами экскурс в историю возникновения психогимнастики как метода

психогимнастика в тренинге обучение бизнес-тренеров

 

 

Отличие психогимнастики от разминки

 

Мы с коллегами из Института Тренинга определяем психогимнастику шире, чем просто разминку, и предлагаем разделять психогимнастику-разминку и содержательную психогимнастику.

 

Нина Юрьевна Хрящева в предисловии к книге «Психогимнастика в тренинге» писала: «Мы отдаем себе отчет в условности термина «психогимнастика». В начале пути мы выбрали это слово для обозначения заданий, упражнений, которые позволяли изменять по мере необходимости состояние группы и каждого участника, создавать подходящую для работы атмосферу и развивать, тренировать различные психологические характеристики человека: внимание, память, умение понимать эмоциональные состояния и управлять ими, навыки и умения в разных областях жизнедеятельности»[4].

 

Рассмотрим пример. Тренер в программе развития управленческих навыков переходит к модулю «Лидер и команда». Для ввода в тему он предлагает участникам короткое задание на выбрасывание одинакового количества пальцев. Для чего это задание? Для повышения внимания участников? Нет. Оно требует дальнейшего обсуждения и позволяет проанализировать взаимодействие людей в группе в условиях, когда требуется прийти к единому решению. На методическом языке мы называем его «содержательная психогимнастика».

 

В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана:

  • содержательный план соответствует заявленным целям тренинга, тому, какие знания и навыки должны появиться у участников;
  • личностный план включает состояния каждого участника в отдельности и группы в целом. В некоторых тренингах эти состояния участников становятся содержанием работы группы. Но чаще, особенно в функциональных, «хардовых» тренингах, содержательный и личностный планы имеют четкие границы.

 

Поэтому, если психогимнастика в большей степени связана с целями личностного плана «сфокусировать внимание», «поднять настроение», «настроиться друг на друга», «повысить работоспособность», то вернее будет использовать термин «разминка».

 

Также разминка, в отличие от содержательной психогимнастики, не требует развернутого обсуждения. Достаточно поинтересоваться состоянием группы, ее настроением и двигаться далее. Да и занимает разминка обычно немного времени, 3‒10 минут.

 

психогимнастика в тренинге обучение бизнес-тренеров

 

В литературе для тренеров при описании психогимнастик цели не всегда указываются корректно. Кроме того, одни и те же задания могут быть использованы с разными целями. Поэтому тренеру необходимо самому принимать решение, какова методическая цель конкретной психогимнастики.

 

Психогимнастика, психотренинг и психотехника

 

Для лучшего понимания метода совершим небольшое погружение в историю. Мы обнаружим сходные по звучанию названия «психотренинг» и «психотехника» у Константина Станиславского, который вел психотренинг для актеров с целью развития эмпатии и выразительности в 1920‒1930-годы.

Психотренинг по Станиславскому состоял из различных психотехник, по форме и содержанию напоминающих современные психогимнастики. Под психотехникой он и его последователи понимали упражнения для развития:

  • какого-либо психического процесса — памяти, внимания, воли, воображения, словесного мышления;
  • свойств личности — наблюдательности, эмпатии;
  • способностей — понимания других людей, творческого мышления.

 

Термин «психотехника» использовался в узком значении этого слова.
В широком смысле слова психотехникой в начале XX столетия называли прикладную область психологической науки. Именно в таком значении о психотехнике писал Г. Мюнстерберг[3], в 1922 годы в нашей стране был издан его труд «Основы психотехники», а следом за ним и Л. С. Выготский[1], который во многом опирался на идеи Мюнстерберга.

 

В отечественной литературе 1960‒1970-х годов «психогимнастика» и «психотехника» употребляются в одном и том же значении. Одно из самых ранних описаний психотехник принадлежит Сергею Васильевичу Гиппиусу[2]. Он опирается на педагогическую практику К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и их учеников, преподававших в студиях Художественного театра. В своей книге «Гимнастика чувств» С. В. Гиппиус приводит несколько упражнений на внимание, в том числе известные многим тренерам «Пишущая машинка», «Часы», «Кинолента». Удивительно, что большинство упражнений на внимание, созданных в первые годы становления системы Станиславского, дошли до наших дней и по-прежнему помогают участникам тренинга настраивать внимание во время обучения.

 

Продолжатели идей психотренинга Н. В. Цзен и Ю. В. Пахомов в работе «Психотехнические игры в спорте»[5] описывают упражнения для развития спортсменов. Мы можем найти в этой книге множество упражнений, которые тренеры используют и по сей день. К числу таких относится задание, где надо мысленным усилием следить за перемещением мухи по квадрату. Интересно, что из описания задания Цзеном и Пахомовым ясно видно: «Муха» применяется с содержательными целями, чтобы обсудить с группой спортсменов особенности процесса внимания и научить управлять вниманием. При этом многие тренеры Института Тренинга проводят «Муху» для настройки внимания после перерыва, то есть применяют его как разминку, энерджайзер.

 

Важность соответствия содержания психогимнастики целям тренинга

психогимнастика в тренинге обучение бизнес-тренеров

 

Рассмотрим еще один пример. Начинающий тренер за работой. В качестве разминки после обеденного перерыва она предложила участникам составить общий рассказ, добавляя по кругу одну фразу. Некоторым людям это действие показалось неуместным, вызвало вопрос: «А для чего мы это делаем на нашем тренинге по финансам?». Хотя кому-то такое задание может понравиться, потому что проходит оно весело, цель тренера (активизация внимания) не соответствовала содержанию и изначальным целям психогимнастики (развитие воображения).

 

Чтобы понять психологический смысл и цели содержательной психогимнастики «Групповой рассказ», обратимся к книге С. В. Гиппиуса, написанной для педагогов актерского мастерства. В ней описывается схожее упражнение под названием «Кинолента». Согласно автору, оно направлено на тренировку не только воображения и памяти, но и способности подстраиваться под видение другого человека (в будущем ― режиссера или сценариста), умения проявлять гибкость в восприятии чужих идей.

 

Вот цитата из книги.
«У каждого ученика складывается свой рассказ. «Партизаны. Лес. Землянка» ― при таком начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого ― возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, ― бой и захват землянки противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда очень неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, не укладывается, не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении другого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «авторское слово ― закон!» Каждое, самое «неудобное» слово нужно оправдать. Так же, как в будущем артистам нужно будет найти оправдание и объяснение каждому авторскому слову в тексте пьесы, каждому событию в ее сюжете»[2].

 

Психогимнастика «Групповой рассказ» позволяет тренировать навыки коммуникации и творческого воображения. Итогом такой психогимнастики становится обсуждение: как мы развивали идеи друг друга, какие сложности испытывали, за счет чего смогли подстроиться под видение другого человека. Конечно, в тренинге по финансам такое обсуждение будет удалять нас от содержательных целей тренинга.

 

Пять вопросов, которые помогут тренеру с выбором психогимнастики

психогимнастика в тренинге обучение бизнес-тренеров

 

  1. Для чего нужна психогимнастика? С какой целью я хочу ее провести? Это будет психогимнастика-разминка или содержательная психогимнастика?
  2. Сколько она будет длиться? Оправданы ли затраты времени на это задание с точки зрения изменений в личностном или содержательном планах?
  3. Сработает ли разминка на улучшение состояния группы, повышение ее работоспособности? Как я об этом узнаю?
  4. Если я провожу содержательную психогимнастику, то какие выводы группа сможет сделать по итогам ее обсуждения? Какие инсайты возможны?
  5. Какие вопросы мне надо задать, чтобы собрать идеи группы и связать их с содержанием и целями тренинга?

 

Теперь, когда вы знаете тонкости различия между психогимнастикой и разминкой, вам будет проще подобрать нужный инструмент для тренинга. Желаем удачи!

 

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

 

 

[1] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
[2] Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 1967.
[3] Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Т. 1. СПб., 1996.
[4] Хрящева Н. Ю. и др. Психогимнастика в тренинге // Под ред. Н. Ю.Хрящевой. СПб.: Речь, 2014.
[5] Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985.

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ