Отличие психогимнастики от разминки
Мы с коллегами из Института Тренинга определяем психогимнастику шире, чем просто разминку, и предлагаем разделять психогимнастику-разминку и содержательную психогимнастику.
Нина Юрьевна Хрящева в предисловии к книге «Психогимнастика в тренинге» писала: «Мы отдаем себе отчет в условности термина «психогимнастика». В начале пути мы выбрали это слово для обозначения заданий, упражнений, которые позволяли изменять по мере необходимости состояние группы и каждого участника, создавать подходящую для работы атмосферу и развивать, тренировать различные психологические характеристики человека: внимание, память, умение понимать эмоциональные состояния и управлять ими, навыки и умения в разных областях жизнедеятельности»[4].
Рассмотрим пример. Тренер в программе развития управленческих навыков переходит к модулю «Лидер и команда». Для ввода в тему он предлагает участникам короткое задание на выбрасывание одинакового количества пальцев. Для чего это задание? Для повышения внимания участников? Нет. Оно требует дальнейшего обсуждения и позволяет проанализировать взаимодействие людей в группе в условиях, когда требуется прийти к единому решению. На методическом языке мы называем его «содержательная психогимнастика».
В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана:
- содержательный план соответствует заявленным целям тренинга, тому, какие знания и навыки должны появиться у участников;
- личностный план включает состояния каждого участника в отдельности и группы в целом. В некоторых тренингах эти состояния участников становятся содержанием работы группы. Но чаще, особенно в функциональных, «хардовых» тренингах, содержательный и личностный планы имеют четкие границы.
Поэтому, если психогимнастика в большей степени связана с целями личностного плана «сфокусировать внимание», «поднять настроение», «настроиться друг на друга», «повысить работоспособность», то вернее будет использовать термин «разминка».
Также разминка, в отличие от содержательной психогимнастики, не требует развернутого обсуждения. Достаточно поинтересоваться состоянием группы, ее настроением и двигаться далее. Да и занимает разминка обычно немного времени, 3‒10 минут.
В литературе для тренеров при описании психогимнастик цели не всегда указываются корректно. Кроме того, одни и те же задания могут быть использованы с разными целями. Поэтому тренеру необходимо самому принимать решение, какова методическая цель конкретной психогимнастики.
Психогимнастика, психотренинг и психотехника
Для лучшего понимания метода совершим небольшое погружение в историю. Мы обнаружим сходные по звучанию названия «психотренинг» и «психотехника» у Константина Станиславского, который вел психотренинг для актеров с целью развития эмпатии и выразительности в 1920‒1930-годы.
Психотренинг по Станиславскому состоял из различных психотехник, по форме и содержанию напоминающих современные психогимнастики. Под психотехникой он и его последователи понимали упражнения для развития:
- какого-либо психического процесса — памяти, внимания, воли, воображения, словесного мышления;
- свойств личности — наблюдательности, эмпатии;
- способностей — понимания других людей, творческого мышления.
Термин «психотехника» использовался в узком значении этого слова.
В широком смысле слова психотехникой в начале XX столетия называли прикладную область психологической науки. Именно в таком значении о психотехнике писал Г. Мюнстерберг[3], в 1922 годы в нашей стране был издан его труд «Основы психотехники», а следом за ним и Л. С. Выготский[1], который во многом опирался на идеи Мюнстерберга.
В отечественной литературе 1960‒1970-х годов «психогимнастика» и «психотехника» употребляются в одном и том же значении. Одно из самых ранних описаний психотехник принадлежит Сергею Васильевичу Гиппиусу[2]. Он опирается на педагогическую практику К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и их учеников, преподававших в студиях Художественного театра. В своей книге «Гимнастика чувств» С. В. Гиппиус приводит несколько упражнений на внимание, в том числе известные многим тренерам «Пишущая машинка», «Часы», «Кинолента». Удивительно, что большинство упражнений на внимание, созданных в первые годы становления системы Станиславского, дошли до наших дней и по-прежнему помогают участникам тренинга настраивать внимание во время обучения.
Продолжатели идей психотренинга Н. В. Цзен и Ю. В. Пахомов в работе «Психотехнические игры в спорте»[5] описывают упражнения для развития спортсменов. Мы можем найти в этой книге множество упражнений, которые тренеры используют и по сей день. К числу таких относится задание, где надо мысленным усилием следить за перемещением мухи по квадрату. Интересно, что из описания задания Цзеном и Пахомовым ясно видно: «Муха» применяется с содержательными целями, чтобы обсудить с группой спортсменов особенности процесса внимания и научить управлять вниманием. При этом многие тренеры Института Тренинга проводят «Муху» для настройки внимания после перерыва, то есть применяют его как разминку, энерджайзер.
Важность соответствия содержания психогимнастики целям тренинга
Рассмотрим еще один пример. Начинающий тренер за работой. В качестве разминки после обеденного перерыва она предложила участникам составить общий рассказ, добавляя по кругу одну фразу. Некоторым людям это действие показалось неуместным, вызвало вопрос: «А для чего мы это делаем на нашем тренинге по финансам?». Хотя кому-то такое задание может понравиться, потому что проходит оно весело, цель тренера (активизация внимания) не соответствовала содержанию и изначальным целям психогимнастики (развитие воображения).
Чтобы понять психологический смысл и цели содержательной психогимнастики «Групповой рассказ», обратимся к книге С. В. Гиппиуса, написанной для педагогов актерского мастерства. В ней описывается схожее упражнение под названием «Кинолента». Согласно автору, оно направлено на тренировку не только воображения и памяти, но и способности подстраиваться под видение другого человека (в будущем ― режиссера или сценариста), умения проявлять гибкость в восприятии чужих идей.
Вот цитата из книги.
«У каждого ученика складывается свой рассказ. «Партизаны. Лес. Землянка» ― при таком начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого ― возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, ― бой и захват землянки противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда очень неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, не укладывается, не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении другого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «авторское слово ― закон!» Каждое, самое «неудобное» слово нужно оправдать. Так же, как в будущем артистам нужно будет найти оправдание и объяснение каждому авторскому слову в тексте пьесы, каждому событию в ее сюжете»[2].
Психогимнастика «Групповой рассказ» позволяет тренировать навыки коммуникации и творческого воображения. Итогом такой психогимнастики становится обсуждение: как мы развивали идеи друг друга, какие сложности испытывали, за счет чего смогли подстроиться под видение другого человека. Конечно, в тренинге по финансам такое обсуждение будет удалять нас от содержательных целей тренинга.
Пять вопросов, которые помогут тренеру с выбором психогимнастики
- Для чего нужна психогимнастика? С какой целью я хочу ее провести? Это будет психогимнастика-разминка или содержательная психогимнастика?
- Сколько она будет длиться? Оправданы ли затраты времени на это задание с точки зрения изменений в личностном или содержательном планах?
- Сработает ли разминка на улучшение состояния группы, повышение ее работоспособности? Как я об этом узнаю?
- Если я провожу содержательную психогимнастику, то какие выводы группа сможет сделать по итогам ее обсуждения? Какие инсайты возможны?
- Какие вопросы мне надо задать, чтобы собрать идеи группы и связать их с содержанием и целями тренинга?
Теперь, когда вы знаете тонкости различия между психогимнастикой и разминкой, вам будет проще подобрать нужный инструмент для тренинга. Желаем удачи!
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!
[1] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
[2] Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 1967.
[3] Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Т. 1. СПб., 1996.
[4] Хрящева Н. Ю. и др. Психогимнастика в тренинге // Под ред. Н. Ю.Хрящевой. СПб.: Речь, 2014.
[5] Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985.