Можно ли применять дизайн-мышление для создания обучающих решений?

Если вам важно узнать краткий ответ на вопрос, то да, можно. Кому интересны детали, как именно — вас ждет полезный лонгрид.

разработка тренинга тренинг для тренеров

 

Если же вы хотите научиться применять дизайн-мышление в проектировании образовательных решений — не упустите возможность перенять опыт Анны Грибановой, директора Института Тренинга, кто более 20 лет помогает компаниям решать сложные комплексные задачи обучения.

 

Почему даже гениальные программы обучения порой терпят неудачи?

 

  1. Мы не смогли посмотреть на задачу глазами Заказчика:
    • не узнали, какой результат он ожидает;
    • не прояснили, по каким еще критериям он будет оценивать успешность программы;
    • ошиблись в определении конечной точки образовательного маршрута.
  2. Мы сделали предположения о потребностях сотрудников, а не вовлекли их в проектирование:
    • не узнали, что помогает им учиться;
    • не учли их рабочие реалии;
    • не прояснили их взгляд на проблему;
    • не создали комфортных условий для образовательного путешествия.
  3. Вложили все силы в идеальное обучающее событие:
    • сфокусировались на одном центральном мероприятии — тренинге, электронном курсе, деловой игре;
    • забыли о создании клиентского пути, который начинается задолго до и продолжается за пределами обучающего события;
    • слишком понадеялись на достижение учебных целей, упустив процесс изменения каждого обучающегося.

 

Есть ли среди этих примеров знакомые вам? Возникают ли в памяти другие похожие ситуации из вашего опыта? Бывает ли вам до слез обидно, когда программа, в которую вы вложили всю душу и силы, получает недостаточно высокие оценки и отзывы?

 

Так бывает, увы, нередко. Корпоративное обучение за последние 15 лет пережило глобальную трансформацию. Роль обучения до 2010-х годов сводилась к «поставщику обучения», сегодня же это «равноценный бизнес-партнер», который вместе с бизнесом имеет цель по достижению долгосрочной стратегии компании.

 

Мы видим переход от восприятия обучения как единичного мероприятия, которое заканчивается вместе с тренингом, к архитектору образовательного опыта. Такое многократное усложнение и расширение функции привело нас к тому, что приходится подключать современные методы из других профессиональных областей. Один из них — дизайн-мышление.

 

Как попасть «в яблочко»

 

 

проектирование тренинга обучающего решения

 

Методист должен постоянно держать фокус на 3-х китах образовательных программ:

  1. Запрос и потребности бизнеса: какие бизнес-показатели должны измениться
  2. Запрос и потребности сотрудника: что обучающиеся воспринимают как полезное, актуальное, вовлекающее и ценное, чтобы тратить на это свои силы и время
  3. Условия и ограничения: что мы действительно можем внедрить, учитывая существующие ограничения в технологиях, ресурсах и методах

 

Эффективное обучающее решение должно соответствовать следующим критериям:

  • представляет ценность для обучающегося ввиду того, что решает проблему неэффективного исполнения;
  • доступно и удобно с точки зрения пользовательского пути;
  • доставляет удовольствие и побуждает к продолжению.

 

Проектирование обучающих решений с опорой на дизайн-мышление позволяет попасть точно «в яблочко», точно во все три критерия.

 

О дизайн-мышлении в разработке комплексных обучающих решений

 

Дизайн-мышление — это клиентоориентированный подход к решению сложных задач. Активно применяется при проектировании новых продуктов. В дизайн-мышлении разработчики фокусируются на поиске такого решения, которое идеально отвечает существующим потребностям пользователей и наилучшим образом решает их актуальную проблему.

 

Чем не задача методиста?

 

Проектирование решения с помощью дизайн-мышления происходит в 5 этапов

разработка тренинга тренинг для тренеров

 

Этап 1. «Эмпатия»
Название звучит непривычно для обозначения шага, однако точно передает содержание и желаемый результат. Методисту нужно посмотреть на проблему глазами сотрудников и Заказчика, погрузиться в их рабочую практику, драйверы и барьеры, успехи и трудности.

На этом этапе методист проводит интервью, фокус-группы, наблюдения, опросы, анализ документов. В результате он может описать проблему с точки зрения самого сотрудника, Заказчика, вовлеченных руководителей, фактов и, если нужно, смежных функций.

Однако методист исследует не только проблему, но также условия и ограничения, в которых работают сотрудники. Изучает их предыдущий опыт, текущие реалии и потребности. В итоге специалист должен сформулировать гипотезу о том, как обучение должно быть устроено: методы, продолжительность, технологии, частота и прочее.

 

Этап 2. «Фокусировка»
На этом этапе разработчики из всего спектра потенциальных причин возникновения проблем выбирают те, которые должны быть устранены за счет обучающего решения.

Методист анализирует данные исследования, категоризирует причины возникновения проблемы (мы опираемся на адаптированную модель ATD) и выделяет те, которые могут быть решены за счет методов обучения и развития. Далее он формирует цели обучающего решения на 4-х уровнях (мы работаем по V-модели Дж.Филлипса). Обсуждает с Заказчиком результаты исследования, рабочие гипотезы, утверждает цели обучающего решения. Помимо этого, базируясь на иных причинах возникновения проблемы, он договаривается о том, что еще нужно сделать за пределами обучения, чтобы проблема была решена.

 

Этап 3. «Генерация»
Творческий процесс поиска идей и решений с опорой на данные проведенного исследования с целью определения наилучшего с точки зрения триады «Сотрудник-Заказчик-Условия». Здесь методист активно работает с содержанием, подбирает и расставляет по образовательному маршруту методы обучения и развития.

 

Этап 4. «Прототип»
Итерационная работа по быстрому созданию версий решений — «минимально рабочий продукт». Проверка работоспособности идей, внесение корректив и выпуск нового прототипа.

Методист активно прорабатывает архитектуру обучающего решения и проектирует пользовательский путь с учетом существующих условий и ограничений. Он выстраивает логику образовательного маршрута, определяет точки сопротивления материала*, «двери программы»** (мы опираемся на собственную разработку принципов смешанного обучения). А также делает путь доступным, легким, прозрачным, вовлекающим.

На этом этапе важно двигаться итерационно, последовательно создавая прототипы, которые приближают к образу конечного продукта.

 

Этап 5. «Тестирование»
Тестирование предполагает апробацию разработанного прототипа или какой-то его части. То есть это активная проверка элементов решения.
Методист проводит пилотные тренинги, проверяет, как работает маршрут (автоматизация, подсказки, поддержка), собирает фокус-группы, обратную связь, чтобы создать следующую версию прототипа.

 

разработка тренинга тренинг для тренеров

 

Количество повторов цикла «Прототип»-«Тестирование» не регламентировано и зависит от масштаба и сложности обучающего решения, а также заданных границ. Например, запуск 1-го потока программы и его последующая доработка и совершенствования для 2-го потока тоже можно рассмотреть как связку «Прототип»-«Тестирование».

 

Так мы в Институте Тренинга видим возможность применения дизайн-мышления в тренинге. Наши модульные программы получают премии за лучшие обучающие решения, потому что они работают. На тренинге «Выяснение запроса и проектирование обучающего решения» мы даем набор инструментов, который позволяет пройти путь от первого запроса к работающему прототипу комплексной программы обучения и развития.

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ