Методы развития креативности 6: Синектика

развитие креативности

Синектика: метод развития и поиска креативных идей

 

Как можно использовать ручку в борьбе с драконом? Нам кажется, что если вы умеете рисовать, стоит нарисовать его точную копию, чтобы он отвлекся на нее и сбежать, предложив ручку в качестве взятки дремучим и необразованным стражникам, охраняющим выход из замка.

 

Нет, нет. Сегодня мы будем говорить не о детских фантазиях, а о научном методе креативного мышления, который позволяет разорвать привычные схемы мышления, найти решения чрезвычайно комплексных проблем, формулировать идеи и закрепить креативное мышление как навык. Мы будем говорить о методе синектики.

 

Непростая суть синектики

 

развитие креативности

 

Принципы метода синектики были разработаны американским изобретателем Уильямом Гордоном. Изучая мышление своих коллег, он пришел к выводу, что групповое творчество функционирует по тем же принципам, что и индивидуальное. А после этого сформулировал метод синектики в своей книге «Synectics: The Development of Creative Capacity».

 

Главная особенность метода синектики в его сложности. Для того, чтобы успешно провести синектическую сессию, потребуется специально обученный ведущий, который сможет контролировать процесс и взаимодействие участников. Сам же метод построен на использовании 4 типов аналогий, активации воображения, разнообразных образов и разрыва с привычными способами мышления и смысловыми связями. Цель группы: поместить объект в максимально непривычный контекст, найти его свойства, скрытые от обыденного мышления, и переосмыслить всю получившуюся картину.

 

Синектика и мозговой штурм: отличия

 

развитие креативности

 

Синектику часто сравнивают с мозговым штурмом. И в первом, и во втором случаях, группа работает над решением задачи и борется со стереотипным мышлением. Тем не менее, синектика – более тонкий инструмент. Использование аналогий и метафорического мышления позволяет эффективнее выходить за рамки привычного, а разрешенная критика идей делает процесс более напряженным и насыщенным.

 

Аналогии в методе синектики

 

развитие креативности

 

Стандартная синектическая сессия состоит из 10 этапов. Разберем каждый из них:

 

1. Работа с проблемой

Сессия начинается с того, что группа, управляемая ведущим, совместно формулирует проблему, которую будет решать. Все рациональные размышления и логические связи остаются на этом этапе.

 

2. Первые решения

На втором этапе начинается постепенное погружение в океаны творческого мышления. Ведущий провоцирует группу на создание спонтанных решений проблемы, записывая их в порядке появления.

 

3. Новая попытка

На третьем этапе синектической сессии производится вторая попытка сформулировать проблему. Но делается это уже в соответствии с правилами, заданными ведущим. Зачастую, уже здесь все переворачивается с ног на голову, а участники внезапно осознают задачу с совершенно другой стороны.

 

4. Прямые аналогии

Отсюда стартует суть метода синектики, построенного на свободном поиске аналогий. Первый их тип – прямые. Хороший пример прямой аналогии – это лев как символ власти и царственности, скелет как символ скоротечности времени и смерти. На этом этапе участники ищут прямые аналогии с исследуемым объектом. Чем богаче и интересней будут их жизненный опыт и знания, тем более эффективным получится поиск.

 

5. Личные аналогии

Далее настает классический момент «вживания в роль». Под руководством ведущего, участники пытаются представить себя в роли изучаемого объекта, чтобы понять его «изнутри». Это позволяет глубже понять предмет изучения, его сильные и слабые стороны, особенности и трудности.

 

6. Символические аналогии

На этом этапе стороннему наблюдателю может показаться, что навязчивый бред и галлюцинации все-таки передаются воздушно-капельным путем. Процесс поиска аналогий переходит в область обезличенных образов, позволяющих выявить парадоксальные свойства и противоречия изучаемого объекта. Часто на этом этапе используются разбираются привычные, но странные словосочетания: например, незаконное бандформирование. Разве существуют законные? Обращение к ним и создание аналогий позволяет вообразить объект в ярком, необычном свете.

 

7. Фантастические аналогии

Галлюцинации и безумие группы усугубляются. Этому способствует полное отрицание законов физики, вселенной и видимого мира. По сути, на этом этапе ведущий подталкивает участников к использованию сказочных, нереалистичных идей для того, чтобы открыть в исследуемом объекте новые свойства и характеристики.

 

8. Анализ аналогий

Это – первый аналитический этап, спускающий участников с небес на землю и заставляющий анализировать получившиеся результаты.

 

9. Перенос

Проанализированные символы и аналогии переносятся на проблему в практической плоскости. Здесь начинается новая волна озарений – участники начинают понимать, что «бредовые» идеи могут оказаться ключами к совершенно адекватным решениям.

 

10. Решения

На волне вдохновения группа начинает разработку практических решений. Ведущий снова контролирует процесс, не давая участникам возвращаться в мир фантазий.

 

Метод синектики позволяет многим компаниям решать задачи невероятной сложности: от разработки новых продуктов до поиска стратегических решений в долгосрочной перспективе. Поэтому наш совет прост: если другие технологии креативного мышления не дают взрывного результата или задача кажется слишком сложной – синектика станет именно тем ключом, который откроет любую запертую дверь.

Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».

На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ