Ловушка мышления «Идти вглубь, при формулировании проблемы»
И уже на первом этапе — формулирование проблемы мы сталкиваемся с первой из Ловушек. Она так и называется «Идти вглубь, при формулировании проблемы».
В основе этой ловушки лежит каузальная природа нашего мышления. Наш мозг не терпит пустоты, и если есть какое-то явление, то он в обязательном порядке стремится дать ему объяснение — найти причину. Например, когда древние люди не понимали причину молнии, они нашли правдоподобное для себя объяснение — Зевс гневается. И всё встало на свои места, мир вновь стал понятен.
Давайте посмотрим на примере как это работает. Какая мысль первой приходит в голову, когда вы сталкиваетесь с такой проблемой:
Низкая мотивация сотрудников
Многие отвечают, что у этих сотрудников низкая зарплата. Действительно это первая причина, которая приходит на ум. И именно поэтому в подобной ситуации достаточно часто проблема формулируется участниками программы так:
Из-за низкой зарплаты, мотивация сотрудников недостаточна.
Однако, одно из правил формулирования проблемы — Нет предполагаемых причин, поэтому стремясь его выполнить мы переформулируем ещё раз.
Низкая зарплата сотрудников.
Всё! Мои «поздравления» — вот мы и в Ловушке. Ибо при дальнейшем размышлении мы обнаруживаем, что у низкой зарплаты сотрудников тоже есть своя причина, и нужно вновь переформулировать проблему всё глубже и глубже зарываясь в причины, как бы проваливаясь вглубь проблемы. Или говоря системным языком — углубляясь в подсистемы.
Такой подход контрпродуктивен. Во-первых, если бы причина, которая первая пришла на ум, была бы единственной, то проблема была бы уже решена, и, соответственно, не была бы проблемой. А во-вторых, эмпирический опыт показывает, что в формировании хронических проблем принимает участие не одна, а несколько причин, сочетающихся между собой.
Какие ещё причины могут приводить к низкой мотивации сотрудников? Да какие угодно: отсутствие карьерного роста, неинтересное содержание работы, начальник-самодур, коллектив – «террариум», далеко ехать от дома, график работы и т.д. и т.п.
Именно поэтому поиску причин проблемы посвящен отдельный этап нашего алгоритма. На котором нас, к сожалению, ожидает очередная ловушка.
Вы спросите меня, а что с этой то делать? Как из неё выбраться?
Отвечу кратко – идите к выходу! А вот более подробный ответ мы разбираем на программе Системное мышление.
Ловушка мышления «Вертеть в голове»
Итак, следующая ловушка поджидает нас на этапе поиска причин проблемы.
Вообще, для поиска причин могут быть использованы разные инструменты, но в рамках нашего тренинга мы рассматриваем такой метод генерации идей как мозговой штурм.
Как Вы помните есть 3 ключевых правила мозгового штурма:
1) Запрещена критика
2) Все идеи принимаются и фиксируются
3) Не обсуждать идеи на этапе генерации
Ловушка «Вертеть в голове» возникает тогда, когда нарушается 3-е и, частично, 2-е правило.
Проявления данной ловушки опять же связаны с особенностями работы нашего мозга. Дело в том, что хотя наш мозг является непревзойденным «устройством» для обработки информации — пока не создан компьютер, который превзошел бы наш мозг по объёму и скорости обработки информации — у него, как и любого устройства, есть узкое место. Этим узким местом является объём осознаваемой информации, т.е. той информации, которой мы можем удерживать в сознании одновременно. Ещё в середине прошлого века американский психолог Джордж Миллер опытным путём установил, что этот объём равен 7 +/- 2 единицы и зависит от сложности объектов – чем сложнее (например — причины возникновения проблемы), тем меньше, т.е. всего 5.
Другими словами, когда мы размышляем о сложных идеях, мы оперируем 5 ячейками оперативной памяти. При этом, во время генерации идей новые мысли не приходят к нам в голову из ниоткуда, они в обязательном порядке как-то ассоциативно сцеплены с теми мыслями, которые занимают ячейки сейчас.
А теперь представьте себе, что вместо того, чтобы зафиксировать идею и двигаться дальше, мы начали её обсуждать и/или обдумывать – «вертеть идею в голове». Таким образом мы «выключаем» одну из пяти ячеек из оборота идей. Вопрос – насколько упала способность нашего мозга к генерации новых мыслей?
Часто участники программы отвечают: «на 20 процентов», и… ошибаются, ибо из формул комбинаторики нам известно, что зависимость количество вариантов сочетаний от количества элементов рассчитывается по формуле х = n! (n факториал), следовательно, если задействованы все ячейки, то х = 120, а если только 4, то всего 24! То есть продуктивность падает не на 20%, а в 5 раз!!!
А если, одну мысль вы обсуждаете, и тут в голову пришла новая, и вы «держите» её в голове, чтобы не забыть… Именно Ловушка «вертеть в голове» ответственна за «ступор», который часто возникает во время мозгового штурма при нарушении его правил.
Что делать? Во-первых, не нарушать правила Мозгового штурма.
Ну а во-вторых, «выносить» информацию из головы на любые внешние носители. Это важное правило поможет нам также и в повседневной работе, и в жизни. Ибо неприятность в том, что Ловушка «вертеть в голове» вносит свой существенный вклад в развитие такой патологии как Синдром профессионального выгорания (СПВ) и Комплекс дефицита внимания (КДВ).
Напоследок позвольте небольшой анонс.
В следующей статье мы разберем такие ловушки мышления как «Стоп игра» и «Забегать вперед», в основе которых лежат парадоксальные механизмы работы нашего мозга, не так давно обнаруженные прогрессивными нейрофизиологами..
Опубликовано в e-prof.ru