Коучинг проник в бизнес в нашей стране относительно недавно — в начале 2000-х годов. Причем взрывной рост популярности метода длился последние 5-7 лет. К сожалению, из-за этого термин «коучинг» сильно обесценился, а границы метода размылись.
В бизнесе коучинг путают с наставничеством, менторингом, карьерным консультированием, оценкой и обратной связью. За пределами рабочих задач с помощью коучинга предлагают худеть, приобретать полезные привычки, выстраивать баланс рабочей и личной жизни, решать конфликтные ситуации. Нередко коучинг путают с психологическим консультированием и даже с психотерапией.
Возникают резонные сомнения:
- В каких случаях стоит использовать именно коучинговую сессию?
- Как определить, что мой запрос можно решить данным методом?
- Как понять, что для моих целей лучше выбрать другой формат работы?
В рамках одной статьи мы не очертим все границы метода и не перечислим все возможные запросы. Это было бы нереалистично. Мы предлагаем рассмотреть, в каких случаях коучинг будет полезен именно в тренерской практике.
Мы в Институте Тренинга верим, что при методически и технически верном применении метода, коучинг позволяет тренеру проработать часть задач развития куда эффективнее. Именно поэтому индивидуальные коучинговые сессии являются обязательной частью обучения на нашей программе повышения квалификации для бизнес-тренеров «Корпоративный тренер: мастер-курс».
Примеры в этой статье взяты непосредственно из нашей практики.
Коучинг — это не супервизия с последующей обратной связью
Бывает, что тренеры ожидают от коуча развивающей обратной связи, конкретных наблюдений, рекомендаций по результатам проведенного обучения под супервизию.
Одна из задач коучинга — повысить осведомленность коучи (подопечного коуча) относительно волнующего его вопроса, дать возможность осознать свои модели поведения, увидеть способы их улучшения.
Например, тренер хочет повысить качество контакта с группой. В случае супервизии он мог бы позвать более опытного коллегу на свой тренинг и попросить понаблюдать за действиями, укрепляющими и ослабляющими контакт. После чего супервизор дал бы тренеру обратную связь и рекомендации, подкрепляя свои слова фактами.
На коучинговой сессии коуч с помощью вопросов способствует тому, что тренер начинает лучше осознавать, в какие моменты он теряет контакт с группой, что является предпосылками, какие привычные паттерны поведения тренер использует в данных ситуациях. А затем с помощью вопросов помогает коучи увидеть альтернативные варианты, выработать план действий на следующие тренинги.
Коучинг — это не профессиональная консультация
Порой тренер хочет проработать определенный этап обучения, который вызывает у него сомнения. Он может показать карту или план модуля и запросить рекомендации по улучшению.
Если он обращается к опытному методологу, они вместе проанализируют адекватность выбора метода обучения, формата работы целям этапа, реалистичностью планируемых результатов, последовательностью активностей и так далее. В ходе обсуждения методолог и тренер могут опираться на предыдущий опыт проведения этого модуля, чтобы лучше понять, что именно требует доработки. Такая работа будет профессиональной консультацией по методологии, но не коучинговой сессией.
В случае коучинга тренер может сформулировать в аналогичной ситуации следующий запрос: «Как мне помочь группе на этапе ориентации поверить, что изучаемое нами действительно полезно и сделает их работу более эффективной?». В коучинговой сессии коуч будет помогать тренеру самостоятельно определять, за счет каких действий, методов, форматов работы он может усилить работу с установками и мотивацией участников; что на данный момент является точкой приложения усилий. В диалоге с коучем тренер сможет проработать детальный план достижения цели, определить первые шаги, проанализировать возможные барьеры и пути их преодоления.
Коучинг — не психологическое консультирование
Иногда тренер осознает, что на работу с группой влияют его личностные особенности. Кто-то робкий и стеснительный, кто-то требовательный и директивный. Вариантов множество, ведь все мы разные!
Запрос на исследование и развитие личностных качеств, например, спонтанности, уверенности, эмпатии — это работа для формата психологического консультирования.
В коучинговой сессии лучше уменьшить масштаб работы до вопроса «Как мне избавиться от излишней директивности в тренингах?». Так коуч не будет работать со структурой личности тренера, исследовать причины директивности. Он поможет тренеру самостоятельно увидеть, какие его действия в ходе работы с группой поддерживают партнерскую позицию, а какие противоречат ей. Тренер исследует свои установки, научится подмечать, в какие моменты включается его «директивная часть», и осознанно выбирать другую модель поведения.
Вот с какими еще запросами обращаются тренеры к нашим коучам:
- Как мне повысить собственную уверенность при работе с группой?
- Как справиться с волнением на старте тренинга, когда звучат сложные для меня вопросы?
- Как подготовиться к работе со статусной группой?
- Как справиться с «синдромом самозванца» в тренинге?
- Как развиваться дальше в профессии?
При выборе коучинга как метода решения актуального запроса, следует помнить, что коучинг позволяет:
- Разобраться в ситуации
- Найти решения
- Сделать то, что решил
Коуч же в свою очередь помогает находить решения в субъективно трудных обстоятельствах.