Как тренеру поддерживать и повышать сплоченность группы?

Групповая сплоченность — это один из элементов групповой динамики, влияющих на вовлеченность в обучение, а следовательно на его результативность. Как тренеру повысить сплоченность участников?

Содержание

Что такое групповая сплоченность?

Групповая сплоченность — это один из элементов групповой динамики, влияющих на вовлеченность в обучение. Возьмем за основу два определения.

Первое определение — сплоченность по Леону Фестингеру: «Это сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в группе». Оно подчеркивает, что удерживают людей вместе в группе как эмоциональная притягательность, так и внешние обстоятельства или наличие общих интересов.

Второе определение — сплоченность по Ирвину Ялому: «Сплоченность является тем, что определяется взаимной привязанностью участников, и тем, что определяет ее». Здесь акцентируется внимание на взаимной привязанности как на ключевом элементе сплоченности, подразумевая, что отношения и взаимное принятие в группе есть основа ее единства.

Для чего тренеру повышать групповую сплоченность?

Вопрос кажется риторическим, но мы все-таки назовем три причины.

Повышение включенности. Когда люди чувствуют себя связанными с группой, они охотнее участвуют в дискуссиях и активностях, более ответственны за общий результат.

Создание позитивного обучающего опыта. Поддерживающая обучающая среда позволяет участникам чувствовать себя комфортно, свободно выражать свои мысли и идеи, получать удовольствие от обучения.

Рост мотивации при работе в проектных группах. Сплоченность в группе создает предпосылку для социального обучения и повышения качества выполнения самостоятельных групповых заданий. Участники активнее обмениваются знаниями и опытом, способствуя усвоению изучаемого материала.

Как тренеру повышать групповую сплоченность?

Для этого пригодится список контрольных вопросов. Он поможет осознанно подойти к повышению сплоченности учебной группы и спланировать необходимые действия.

Список вопросов для анализа групповой сплоченности.

  1. Что удерживает людей в этой группе?
  2. Чем эта группа привлекательна для каждого ее участника?
  3. В какие моменты групповая поддержка недостаточна? Как я могу на это повлиять?
  4. Насколько моя обратная связь усиливает привлекательность группы и отдельного участника?
  5. В какие моменты сплоченность растет, а в какие падает? С чем это связано?
  6. В каких словах и действиях участники проявляют заботу о группе в целом? Как мне это поддержать?
  7. Насколько часто и уместно я обращаю внимание на групповую сплоченность: анализирую этот процесс и проектирую действия по повышению?

Действия по поддержке групповой сплоченности определяются составом группы, временем и содержанием тренинга. Рекомендации ниже принимайте с учетом всех факторов и проделанного анализа групповой сплоченности.

  1. Задайте вопрос: «С чем у вас ассоциируется наша группа?». Это поможет участникам осмыслить свое восприятие группы и выразить его словами.
  2. Используйте заминки и трудности в групповой работе как повод для вопроса: «Что наша группа может делать лучше?».
  3. Поддерживайте «мемы» и традиции группы, служащие для ее самовыражения и укрепления чувства «Мы».
  4. Организуйте активность, где участники говорят друг другу комплименты, чтобы укрепить положительные взаимоотношения.
  5. Используйте игру с мячом, где при броске мяча участник говорит, что объединяет его с тем, кто ловит мяч.
  6. Предложите участникам поблагодарить группу или отдельного участника за сегодняшнюю работу.
  7. Проведите активность «Подарок без слов», где участники дарят символические подарки друг другу без использования речи.
  8. Подключите психогимнастические упражнения, требующие командного взаимодействия для достижения результата. Например, «Повороты», «Передача движения», «Телеграмма» и так далее.
  9. Создавайте условия для равномерного включения участников, находите и подчеркивайте сильные качества и индивидуальность каждого, а также вклад в общий результат.

Уверены, что у каждого действующего тренера найдется то, чем он может дополнить список и рассмотреть свои действия в контексте поддержки и развития сплоченности группы.

О действиях, отворачивающих группу от тренера, Ирина Марковская рассказала в статье «Семь порочных практик», а Татьяна Морозова, руководитель «Школы Тренеров», предложила список полезной литературы для тренеров, методологов и руководителей функций обучения.

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ