Как стать бизнес-тренером? Какие компетенции и навыки для этого нужны?

Универсальной модели компетенций бизнес-тренера нет. Корпоративные университеты, тренинговые компании, подразделения обучения самостоятельно описывают свои требования к профессиональным навыкам и качествам, необходимым для успешной тренерской работы, и опираются на этот перечень при найме, оценке и для развития тренеров.
Как стать бизнес-тренером? Какие компетенции и навыки для этого нужны?

Нас нередко спрашивают, как получить работу тренера и по каким критериям оценивают тренера при трудоустройстве.

Универсальной модели компетенций бизнес-тренера нет. Корпоративные университеты, тренинговые компании, подразделения обучения самостоятельно описывают свои требования к профессиональным навыкам и качествам, необходимым для успешной тренерской работы, и опираются на этот перечень при найме, оценке и для развития тренеров.

Требования зависят и от того, какой тип занятости выбирает тренер: становится фрилансером, устраивается на работу в тренинговую компанию или в корпоративное подразделение обучения.

От тренеров-фрилансеров чаще ожидаются умение работать со статусной аудиторией (руководителями и топ-руководителями), владение темой на уровне профессионала, наличие авторских программ обучения.

В тренинговой компании при найме будут смотреть на крепкие навыки проведения обучения и взаимодействия с группой, умение применять разнообразный тренерский инструментарий, умение адаптировать программу под бизнес-ситуацию и запрос заказчика, специализацию тренера в теме.

Тренеры корпоративных подразделений обучения должны быстро перенимать программы обучения, проводить их «один-к-одному» со стабильным результатом, дополнять программы релевантными примерами из опыта. Нередко от корпоративных тренеров ожидают и знания методологических основ разработки тренинговых программ.

Однако и общего в требованиях к тренерам много. Мы проанализировали три модели тренерских компетенций (Института Тренинга, крупного корпоративного университета, Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования) и выделили ключевые параметры. Итак, что же важно знать и уметь тренеру?

Какие компетенции нужны для проведения тренинга?

 

Этот блок навыков описывает поведение бизнес-тренера в ходе обучения.

Навыки презентации — то, как тренер доносит содержание, например:

  • ­ясно излагает содержание; говорит простыми, понятными большинству словами;
  • приводит релевантные примеры;
  • показывает актуальность и применимость инструментов, алгоритмов, подходов, моделей, которым обучает;
  • ускоряется или замедляется в зависимости от потребности группы и целей.

 

Навыки управления содержанием тренинга — то, как тренер помогает группе продвигаться в освоении материала, в частности:

  • адаптирует меру детализации и глубины изложения материала к специфике группы;
  • обсуждает применение алгоритмов и технологий в практической деятельности участников;
  • дает содержательные ответы на вопросы и возражения;
  • проверяет понимание содержания, делает выводы.

 

Навыки управления поведением участников и их взаимодействием — то, как тренер формирует безопасную обучающую и вовлекающую среду, в том числе:

  • создает удобное пространство для работы;
  • уделяет внимание каждому участнику;
  • мотивирует группу на активную работу;
  • конструктивно реагирует на любое проявление группы;
  • сохраняет партнерскую позицию в эмоционально напряженных ситуациях.

 

Навыки обратной связи — то, как тренер помогает участникам провести анализ действий, а именно:

  • соблюдает баланс развивающей и позитивной обратной связи;
  • описывает действия участников, не использует оценок;
  • дает обратную связь после практических заданий;
  • задает вопросы, побуждающие к осознанию поведения;
  • обеспечивает обратную связь из разных источников от себя, от группы.

 

Навыки организации и разбора заданий — то, как тренер проводит практическую отработку навыков и умений в ходе тренинга, включая следующие действия:

  • дает точные, полные и при этом лаконичные инструкции, позволяющие участникам двигаться к учебным целям заданий;
  • корректно и результативно применяет разнообразные методические средства и инструменты тренинга (ролевая игра по различным сценариям, анализ опыта, тренировки в парах, анализ кейсов);
  • контролирует, что все участники вовлечены в процесс и имеют в каждый момент времени учебную задачу;
  • в ходе разбора заданий задает вопросы разных типов, позволяющие участникам осознать результаты действия теории, изучаемой на тренинге; 
  • формирует выводы, соответствующие целям задания.

 

Навыки оценки эффективности и поддержки результатов обучения — то, как тренер способствует переносу знаний на практику, для примера:

  • оценивает эффективность тренинга на различных уровнях: реакции, знания, навыки;
  • дает рекомендации по применению навыков с учетом специфики компании и бизнес-ситуации;
  • включает в программу дополнительные способы развития полученных навыков (чтение, электронные курсы, выполнение заданий на рабочем месте);
  • дополняет программу посттренинговыми мероприятиями для переноса знаний на практику (сессии вопросов и ответов, сессии по обмену опытом, публикация FAQ, историй успеха).

 

 

Уровни развития компетенции

 

 

  1. На базовом уровне тренер применяет известные технологии проведения тренинга и тренерский инструментарий в соответствии с методиками и алгоритмами. Уверенно объясняет теорию, на которой базируется тренинг. Следует логике и структуре материала.
  2. На продвинутом уровне тренер адаптирует изложение материала с учетом уровня и особенностей группы, свободно ориентируется в исходных концепциях и теории, может иллюстрировать теорию примерами из практики различных бизнесов. Успешно аккумулирует и компилирует разные тренинговые инструменты и форматы. Для решения одной задачи успешно применяет разные инструменты, увязывая их друг с другом. Может передавать программы обучения другим тренерам.
  3. На профессиональном уровне тренер является экспертом в предметной области тренинга, глубоко знает первоисточники и лучшие мировые практики. Обеспечивает внедрение знаний в компаниях. Создает новые, авторские форматы работы. Может выступать наставником для других тренеров.

 

Какие компетенции нужны для разработки тренинга? Этот блок навыков описывает то, как тренер создает эффективные программы обучения, работающие на цели бизнеса.

Например:

  • подробно выясняет потребность заказчика (бизнеса, внутреннего или внешнего клиента);
  • определяет цели программы на уровне изменения знаний, умений, установок, поведения, бизнес-результатов;
  • подбирает методические средства в соответствии с целями обучения;
  • создает дизайн тренинга, чередуя различные виды активности;
  • предусматривает механизмы оценки эффективности тренинга.

 

 

Уровни развития компетенции

  1. На базовом уровне тренер адаптирует программы к потребностям и бизнес-ситуации участников. Дополняет программы релевантными примерами из своей практики, из практики участников и их компании.
  2. На продвинутом уровне тренер самостоятельно разрабатывает программы с нуля, опираясь на идеи и подходы других авторов. Проектирует междисциплинарные тренинги. Создает обучающие решения в смешанных форматах.
  3. На профессиональном уровне тренер проводит исследования, разрабатывает и апробирует авторские подходы, применимые в бизнесе. Тренер проектирует программы обучения на основе своей экспертизы, другие тренеры обучаются проведению этих программ.

 

Какие качества нужны, чтобы стать бизнес-тренером?

Перечень необходимых навыков тренера довольно внушителен. А развитие этих навыков опирается на ключевые качества тренера: 

  • быть нацеленным на постоянное саморазвитие, испытывать интерес к получению новых знаний;
  • доходить до сути вещей, проверять факты, обращаться к первоисточникам;
  • инициативно запрашивать и слышать обратную связь, даже если она указывает на области, требующие развития;
  • быть готовым к объективной оценке своих знаний, навыков, уровня подготовки;
  • стремиться к постоянному улучшению своих программ обучения;
  • слышать разные мнения, в том числе тех, кто высказывает сомнение или недоверие;
  • не делать поспешных выводов, помнить, что все люди разные;
  • находить общий язык с разными людьми;
  • выдерживать эмоциональные и физические нагрузки;
  • быстро восстанавливать силы и энергию.

 

Если вы задумываетесь о том, чтобы стать бизнес-тренером, хотите развивать профессиональные качества и навыки для успешной тренерской работы — приходите учиться в Институт Тренинга. Мы с 1993 года обучаем тренеров проверенным подходам, моделям и инструментам, которые применяем сами.

Познакомьтесь с нами на краткосрочных программах подготовки. 

А тех, кому нужен прочный фундамент для тренерской деятельности и разработки программ обучения, мы приглашаем на долгосрочную программу «Корпоративный тренер: мастер-курс».

Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые статьи о том, как стать эффективным бизнес-тренером.

 

Если вы, как и Институт Тренинга, — за профессионализм, экспертизу и глубину в профессии, поделитесь статьей с друзьями!

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ