Как мотивировать сотрудников учиться? 5 практических приемов для руководителей

Можно ждать, пока сотрудники начнут самостоятельно учиться, а можно помочь развить им интерес к регулярному обучению. 5 мотивирующих приемов для руководителя от Татьяны Морозовой, руководителя «Школы Тренеров» Института Тренинга!

Содержание

Руководители мечтают о сотрудниках, которые непрерывно развивают свою экспертизу, совершенствуют навыки, ориентируются в трендах профессиональной отрасли, внедряют инновации в рабочие процессы. И желательно делают это сами, не дожидаясь обратной связи в ходе ежегодной оценки эффективности.
 
Вот только самостоятельно учиться на постоянной основе могут лишь единицы. Обучение требует от человека целого комплекса навыков и умений. В том числе умения создавать и поддерживать мотивацию к обучению.
 

Мотивация — широчайшая тема, и мы не беремся осветить все аспекты того, что влияет на создание устойчивого интереса к непрерывному обучению. Однако есть ряд факторов, на которые может повлиять руководитель.

 
Возьмите лист бумаги и ручку. Читая о приемах ниже, выполняйте предложенные задания на самоанализ. Это позволит вам сделать 2 вещи:

  • проанализировать, создаете ли вы в своих командах и подразделениях среду, которая поддерживает стремление сотрудников обучаться;
  • составить конкретный список действий для поддержания мотивации к обучению.

 

Постановка SMART-целей обучения

Отнеситесь к постановке цели «научиться» так же, как к любой рабочей задаче. Ставьте сотрудникам конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, ограниченные во времени цели.
 
Перестаньте говорить: «Тебе надо научиться контролировать задачи команды», «Тебе надо убедительнее выступать на совещаниях», «Научись делать хорошие слайды для презентаций». Начните формулировать ясные задачи с четко обозначенным результатом и критериями успеха.
 
ЗАДАНИЕ
Подумайте и запишите, что именно вы ожидаете от обучения конкретного сотрудника и в какие сроки. По каким признакам он и вы поймете, что результат достигнут?
 

Организация обучения

Когда вы ставите задачу «Подготовить отчет по …», то наверняка

  • указываете сотруднику, какими источниками пользоваться;
  • снабжаете его необходимыми ресурсами;
  • выделяете на эту задачу время;
  • даете возможность обратиться с вопросами или сделать промежуточный контроль выполнения.

Используйте тот же подход к постановке задач по обучению. Задумайтесь, какие ресурсы потребуются сотруднику? Выделено ли время для обучения в его рабочем процессе? Какой приоритет вы устанавливаете для этой задачи? Какие встречи по ходу могут понадобиться? Есть ли у сотрудника возможность получить поддержку, обратиться с вопросами, обсудить прогресс и скорректировать свои усилия при необходимости?
 
Вы удивитесь, как редко руководители рассматривают создание условий для обучения как неотъемлемый фактор достижения успеха. И как часто вопросы обучения отдаются на откуп самому сотруднику.
 
ЗАДАНИЕ
Вернитесь к задаче обучения сотрудника, которую сформулировали в первом пункте. Запишите, что может препятствовать обучению с точки зрения организации: время, физические ресурсы, возможные конфликтующие задачи и т.д.
 

Обучение на опыте и практическая отработка навыков

Это основополагающие принципы андрагогики, науки об обучении взрослых людей, сформулированные М. Ноулзом.
 
Взрослые люди учатся эффективнее, когда
 
а) понимают, зачем и под какую задачу это делают;
б) могут сразу перенести результаты обучения в свою работу.

 
Например, вы ставите сотруднику задачу «Научиться делать красивые и современные слайды». А затем принимаете его типичные слайды для совещания, потому что в этот раз время поджимает. Какое послание получает сотрудник? Правильно: «Красивая и современная презентация — это когда-нибудь потом». Так вы создаете двойные стандарты, обесценивая свои же задачи.
 
Даже если времени действительно мало и сейчас важнее получить готовый материал, то как минимум этот опыт важно и нужно обсудить с сотрудником. Пускай сделанная презентация станет учебным пособием.
 
Попросите проанализировать ее, составить конкретный перечень улучшений, сформулировать критерии красивых и современных слайдов, поставить себе посильную задачу на создание следующей презентации.
 
ЗАДАНИЕ
Вспомните, когда ваш сотрудник из раза в раз приносил не тот результат работы, который вы ожидали. Проанализируйте, как именно вы используете этот опыт для дальнейшего обучения? Что можно сделать иначе?
 

Хьютагогика

Хьютагогика — это подход к обучению, где в фокусе внимания самостоятельность обучающегося.

 
Взрослым людям нравится самостоятельно принимать решение о том, где, как и каким образом они будут проходить обучение. Конечно, в корпоративном формате такое не всегда удается. Однако все равно можно стимулировать сотрудника к самостоятельному поиску источников и путей развития.
 
Вы можете требовать от сотрудника прочтения конкретной книги, прослушивания конкретной лекции или прохождения конкретного курса, которые кажутся вам особенно полезными. А можете побуждать сотрудника найти еще ресурсы и источники для обучения по теме, обсуждать результаты и предоставлять возможность выбора, формировать собственный трек и ритм обучения.
 
ЗАДАНИЕ
Вспомните, когда вам настойчиво рекомендовали книгу, а вы никак не могли ее прочитать. Запишите, в чем были причины. Подумайте, как еще бы вы могли получить необходимые знания в той ситуации. С помощью каких ресурсов, источников, технологий? Выберите из полученного списка те пункты, которые пробуждают в вас больше любопытства к теме.
 

Стимулирование критического мышления

«Не ломай то, что работает», «Мы всегда так делали», «Это надо делать именно так» — эти установки являются серьезными ограничениями для обучения, особенно для опытных сотрудников. Особенно если у них достаточно экспертизы, и они показывают хорошие результаты работы.
 
Но знания и навыки стремительно устаревают, поэтому вы хотите вдохновить сотрудника на обучение даже в той теме, где он и так достаточно хорош.
 
Тогда вам поможет обращение к критическому мышлению. Попробуйте поставить под сомнение устоявшиеся догмы. Какие есть современные способы сделать то, что мы делаем? Как это делают другие? Каковы тренды и новые стандарты в предметной области? Каковы бенчмарки и где мы находимся по отношению к ним?
 

Запускайте поисковую активность сотрудника по привычным задачам. Предложите ему найти и проанализировать 10 отчетных презентаций, сравнить с тем, как это делаете вы, выработать новые идеи создания презентаций.

 
ЗАДАНИЕ
Подумайте, есть ли среди задач сотрудника те, которые он делает хорошо, однако вы чувствуете, что принятый способ начинает устаревать? Или предвидите в скором времени изменение подходов к деятельности.
Запишите их. Переформулируйте в задачи, которые побудят сотрудника включить критическое мышление, чтобы обнаружить новые возможности для развития собственного профессионализма.
 
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий
 
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ