Плюсы удаленной работы очевидны: экономия на аренде офиса, возможность привлечь сотрудников из любой точки мира и, более того, есть перспектива сэкономить на оплате сотрудников, проживающих в регионах с низкой стоимостью жизнеобеспечения.
Безусловно, создавая онлайн-команду, руководитель сталкивается с неизбежными сложностями. Например, коллегам тяжелее собраться и найти общий язык, прочувствовать через экран эмоции, сохранить мотивацию к совместной работе. Из-за этого нередко возникают недопонимания, существенно влияющие на производительность. При дистанционной работе сложнее пройти через этапы формирования команды.
К счастью, все эти трудности решаемы. Психолог и исследователь групповой динамики Брюс Такман в 1965 описал четыре стадии, которые проходит каждая команда в ходе своего развития: формирование, столкновение, нормализация, функционирование. Примерно через десять лет Такман добавил в свою модель еще одну стадию — реформирование.
Этапы развития команды по Брюсу Такману:
1 этап: «Формирование» (Forming)
Цели только устанавливаются, до конца не ясна конечная задача. Люди присматриваются друг к другу, делают первые шаги в настраивание коммуникаций, не выкладываются в полной мере. На этом этапе эффективность на среднем уровне.
2 этап: «Столкновение» (Storming)
Происходит столкновения мнений, амбиций. Возникают разные точки зрения на пути решения задач. В такие моменты некоторые члены команды могут поссориться, возможно даже обидеться или вовсе покинуть команду.
3 этап: «Нормализация» (Norming)
Постепенное распределение обязанностей, люди начинают помогать друг другу, работать конструктивно, как единое целое. Производительность на этом этапе активно растет.
4 этап: «Функционирование» (Performing)
На этом этапе команда выдаёт максимальный результат, действует слаженно и высокоэффективно. Сотрудники понимают друг друга с полуслова.
5 этап: «Расставание» (Adjourning)
На этом этапе команда прекращает свою деятельность и расформировывается. «Каждая команда рано или поздно перестаёт работать» — Брюс Такман.
Важно отметить, что нельзя пропустить какой-либо этап, если не пройти стадию Norming, то переход на следующую стадию Performing не возможен. Также, при поступлении новой задачи, глобальном изменении состава, изменении формата работы, цикл начинается заново.
Отличной практикой в совершенствовании взаимодействия в команде станет бизнес-симуляция «Лидер рынка» — это дистанционная игра, созданная Институтом Тренинга. Симуляция предназначена для руководителей и подходит для любой сферы бизнеса, ее регламент включает в себя 4 часа взаимодействия на онлайн-платформе (Zoom, Teams, Discord). В игре могут принять участие от 8 до 40 человек.
Правила игры:
На рынке действует несколько компаний-конкурентов. Процесс длится 3 цикла: в начале каждого цикла ставятся цели и в конце подводятся итоги. Цель каждой компании — заработать максимальную прибыль, выполняя контракты клиентов. При этом каждой компанией управляет совет директоров. В совете директоров есть определенные роли: Генеральный директор, Директор производства, Директор по закупкам и логистике, Директор по продажам, Финансовый директор, Специалист. Каждый участник примеряет на себя одну из ролей и участвует в производстве продукта.
В результате бизнес-симуляции участники узнают свои сильные и слабые стороны; цели и задачи всех основных функции предприятия, экономику работы предприятия, приобретут навыки подачи обратной связи.
А также участники получат опыт:
- подачи конструктивной обратной связи;
- работы в дистанционной команде;
- поиска путей оптимизации работы;
- управления людьми;
- принятия тактических и стратегических решений;
- работы в команде на уровне функций предприятия.
Современный мир требует современных решений, внедрение онлайн-команд в трудовой процесс обеспечивает производительность компании даже в условиях дистанционного общения, а это очень важное преимущество в бесконечно меняющейся среде.