Фокус-группа как метод исследования бизнес-запроса на обучение

Когда от заказчика поступает запрос на обучение, пойти можно двумя путями: сразу же приступить к разработке или углубиться в исследование проблемы. Татьяна Морозова, руководитель Школы Тренеров, рассказала о фокус-группах — одном из способов изучения запроса и его коренных причин.

Содержание

Представьте, что заказчик обращается к вам с запросом на обучение его сотрудников управлению изменениями, навыкам коммуникации или кросс-функциональному взаимодействию. Нередко такие заказы сформулированы так: «Я недоволен тем, как… Они не умеют… Давайте их поучим».

Если отношения функции обучения с бизнесом выстроены по принципу «чего изволите», тогда самое простое — тут же приступить к разработке и выполнить заказ как можно скорее. С большой вероятностью вы не сможете удовлетворить ожидания и угадать вкусы заказчика, однако формально запрос выполните.

Если же вы настроены на развитие и поддержание партнерских отношений с бизнесом, то свою работу начнете с проектирования и организации исследования вокруг заявленной темы. Это позволит точно определить текущее положение дел, выявить причины проблемы, которые решаются методами обучения, и исключить те, которые ими «не лечатся».

В этой статье мы рассмотрим мощный метод фокус-группы, который позволяет в короткие сроки получить качественную информацию от вовлеченных в проблему, сопоставить их мнения, проверить или сформулировать гипотезы о причинах проблемы.

Что такое фокус-группа

Фокус-группа — метод исследования мнений, опыта, знаний по конкретному вопросу с помощью структурированного группового интервью специально сформированной репрезентативной выборки участников.

Преимущества фокус-группы:

  • Позволяет получить качественные глубокие данные об исследуемой проблеме.
  • Дает больше информации, чем опросы.
  • Не требует от участников специальной подготовки.
  • Вовлекает участников: они чувствуют, что их слышат.

Как спланировать фокус-группу

Рекомендуем метод «6 вопросов» для планирования фокус-группы. Чтобы разработать сценарий и наилучшим образом выбрать участников, первым шагом необходимо сформулировать цели и задачи фокус-группы.

Вопрос Пример
1. Какова причина проведения фокус-группы?  

Мы хотим улучшить существующую систему управления эффективностью

 

2. Какую ключевую проблему вы исследуете?

Система управления эффективностью

3. Какие фокусы внимания у вашего исследования? Не более трех.  

а) Отношение сотрудников к существующей системе управления эффективностью

 

 

б) Потребности и предпочтения сотрудников

 

 

в) Лучшие методы и каналы коммуникации для информирования о внедрении новой системы

 

4. Какой цели вы планируете достичь с помощью фокус-группы?  

Вовлечь сотрудников в разработку плана внедрения новой системы для осознания необходимости изменений, а также преимуществ новой системы

 

5. Как вы будете использовать полученную информацию?  

а) Для разработки тренинга

 

 

б) Для определения каналов и методов коммуникации в ходе проекта изменений

 

6. Чье мнение вы хотите узнать? а) Каждого подразделения

б) Новых сотрудников

в) Опытных сотрудников

г) Руководителей

д) Полевых сотрудников

Как выбирать участников фокус-группы

Выбор участников — ключ к получению релевантной и ценной информации для исследования. Используйте следующие рекомендации для формирования фокус-группы.

Рекомендация Комментарий
Выбирайте только тех сотрудников, кто затронут проблемой Глубоко понимают ситуацию, факторы, оказывающие влияние на проблему, имеют данные и факты о самой проблеме
Не включайте «волонтеров» Нередко имеют скрытый личный мотив для участия, что может негативно повлиять на групповую динамику, затянет или будет уводить обсуждение в сторону
Выравнивайте уровень участников в каждой фокус-группе: руководители с руководителями, специалисты со специалистами Поддерживает открытость в обмене мнениями, нет влияния авторитета одного или нескольких участников, снижает конформизм. Позволяет исследовать проблемную ситуацию на разных уровнях
Поддерживайте репрезентативность выборки Снижает риск искажения данных. Поддерживайте равное участие сотрудников как с точки зрения подразделений, позиции в организационной структуре, так и возраста, пола, опыта работы в компании и так далее

Сколько участников обеспечивают надежность полученных данных? [1]

Масштаб проблемы (сколько сотрудников затрагивает исследуемая проблема?) Сколько сотрудников включить в фокус-группу
1 подразделение/ небольшая компания

от 10 до 100 сотрудников

50-100%
от 100 до 500 сотрудников 20-50%
1000+ сотрудников 10-25%

[1] Gloria E. Bader, Ed.D., Catherine A. Rossi; Focus Groups. A step-by-step guide.The Bader Group

Оптимальный размер одной фокус-группы: 10-12 человек. Пример расчета приглашенных участников в фокус-группу.

Категория персонала Количество в компании (всего сотрудников 300) % от общего количества Количество приглашенных сотрудников в фокус-группу (всего 120)
Уровень персонала
1. Линейные сотрудники

2. Супервайзеры

3. Руководители

4. Руководители высшего звена

1. 255

2. 10

3. 25

4. 10

 

Всего: 300

1. 85

2. 3,3

3. 8,3

4. 3,3

 

Всего: 100%

1. 102

2. 4

3. 10

4. 4

 

Всего: 120

Подразделения
1. Финансы

2. Маркетинг

3. HR

4. Юристы

5. Производство

6. Продажи

1. 45

2. 54

3. 24

4. 15

5. 117

6. 45

 

Всего: 300

1. 15

2. 18

3. 8

4. 5

5. 39

6. 15

 

Всего: 100%

1. 18

2. 21

3. 10

4. 6

5. 47

6. 18

 

Всего: 120

Пол
1. Женщины

2. Мужчины

1. 165

2. 135

 

Всего: 300

1. 55

2. 45

 

Всего: 100%

1. 66

2. 54

 

Всего: 120

Как выбрать фасилитатора

Выбор фасилитатора фокус-группы — это вопрос, требующий взвешенного решения. Внутренний или внешний фасилитатор имеют свои преимущества и ограничения.

Фасилитатор Преимущества Ограничения
Внутренний Хорошо знает компанию, ее корпоративную культуру, процедуры, продукты • Сложно поддерживать нейтралитет, может влиять на результаты обсуждения
• Сотрудники могут подозревать, что у фасилитатора есть скрытая цель, поставленная руководством компании
• Сотрудники могут опасаться за конфиденциальность обсуждения
Внешний • Держит фокус на ключевом вопросе, поддерживает вовлеченность всех участников
• Создает более высокий уровень доверия со стороны участников
• Не затронут исследуемой проблемой, поддерживает нейтралитет
Хуже знает компанию, ее корпоративную культуру, процедуры, продукты, историю проблемы

Независимо от того, будет фасилитатор внутренним или внешним, исследователи сходятся во мнении, что он должен обладать следующими качествами и навыками:

  1. Энергичный
    Поддерживает интерес, любопытство и вовлеченность участников.
  2. Хорошо устанавливает контакт с группой
    Быстро создает атмосферу открытости и работоспособности группы.
  3. Гибкий
    Адаптируется сам и адаптирует план работы в зависимости от реакции группы.
  4. Организует процесс работы
    Добивается поставленных целей в установленное время.
  5. Хороший слушатель
    Слышит каждого участника, добивается понимания, уточняет и резюмирует мнения.
  6. Имеет хорошую память
    Связывает ответы участников с предыдущими мнениями, идеями. Делает мосты с другими высказываниями.
  7. Обладает знаниями в бизнесе компании и исследуемой проблеме
    Лучше понимает, о чем говорят участники. Может стимулировать обсуждение, обращать внимание на вопросы по сути, позволяет обнаружить новое в исследуемой проблеме.

Что делать, а что не делать фасилитатору в ходе фокус-группы

Делать Не делать
Создавать открытую атмосферу Критиковать мнения участников
Стимулировать обсуждение, прояснять, добиваться понимания Избегать обсуждения проблем
Перефразировать и резюмировать высказывания Додумывать за участников, не уточнять, что именно имелось в виду
Связывать различные мнения Позволять одному или нескольким участникам контролировать обсуждение
Вовлекать каждого в обсуждение Игнорировать неактивных участников
Благодарить участников за вклад Выносить личные мнения участников на всеобщее обсуждение

Пример сценария фокус-группы

Этап Комментарий
1. Старт фокус-группы — Знакомство с фасилитатором и участниками

— Представление опыта

— Цель фокус-группы, ключевые вопросы

— Как будут использованы результаты работы. Конфиденциальность информации

— Как и когда участники получат отчет с результатами

2. Создание работоспособности, установление контакта и атмосферы открытости — Предпосылки фокус-группы

— Описание изучаемой проблемы

— План работы

— Размещение ключевых вопросов на стенах так, чтобы они были видны всем участникам

3. Индивидуальное письменное размышление о центральной проблеме (опционально) — Анализ собственного опыта относительно проблемы

— Запись идей

4. Обсуждение ключевых вопросов — Обсуждение 2-3 ключевых вопросов в порядке приоритетности

Рекомендуемое количество вопросов:

стандартная сессия длится 1-2 часа, в течение которых можно рассмотреть 3-4 ключевых вопроса с 2-3 уточняющими вопросами по каждому.

Порядок обсуждения:

по каждому ключевому вопросу начать с общих вопросов, затем сужать исследование через уточняющие вопросы.

Вопросы должны быть открытыми, предполагать развернутый ответ.

5. Подведение итогов — Резюме выводов и идей

— Проверка правильности понимания утверждений участников; уточнение при необходимости

— Возможность добавить финальные идеи

Примеры вопросов для фокус-групп по разным темам

Для исследования обучающих программ компании:

  • Что в наших обучающих программах наиболее/наименее эффективно?
  • Какие конкретные элементы обучения Вы бы хотели видеть улучшенными или измененными?
  • Какие есть уникальные или инновационные форматы обучения, которые Вы бы хотели испытать?
  • Приведите примеры наших программ, которые Вы считаете эффективными?
  • Какие критерии, по Вашему мнению, в первую очередь определяют успешность обучающей программы?

 
Для исследования опыта обучения сотрудников:

  • С какими препятствиями Вы сталкиваетесь при попытке учиться или улучшать свои навыки?
  • С какими трудностями обучения на рабочем месте Вы встречаетесь?
  • Что Вам помогает поддерживать фокус на обучении в длительных программах?
  • Какие факторы мешают Вам регулярно участвовать в обучающих программах?
  • Какие дополнительные ресурсы или поддержка могли бы сделать процесс обучения более эффективным и приятным?

 
Для исследования практик управления изменениями в компании:

  • Какие препятствия Вы встречаете при внедрении изменений в нашей компании?
  • Какие методы управления изменениями оказались наиболее/наименее эффективными?
  • Как изменения влияют на мотивацию и вовлеченность сотрудников?
  • Какова роль руководителей в процессе управления изменениями?
  • В чем сильные стороны нашей компании при управлении изменениями?

 
Для исследования практик управления сотрудниками:

  • Какие методы мотивации сотрудников являются наиболее эффективными?
  • Каким образом Вы оцениваете эффективность работы Ваших подчиненных?
  • С какими вызовами Вы сталкиваетесь при управлении командой?
  • Как Вы развиваете профессиональные навыки своих сотрудников?
  • Что в нашей компании уже хорошо работает в плане управления сотрудниками?

 
Для исследования особенностей внутренней коммуникации в компании:

  • Какие каналы внутренней коммуникации наиболее эффективны в нашей компании?
  • С какими проблемами Вы сталкиваетесь при внутренней коммуникации в компании?
  • Как внутренняя коммуникация влияет на производительность команды?
  • Какие инструменты Вы бы предложили для улучшения внутренней коммуникации?
  • Что уже эффективно работает в вашей компании в плане внутренней коммуникации?

 
Для исследования кросс-функционального взаимодействия:

  • Какие препятствия Вы встречаете при кросс-функциональном сотрудничестве в нашей компании?
  • Какие методы способствуют улучшению взаимодействия между различными отделами?
  • Как кросс-функциональные проекты влияют на эффективность и результаты работы?
  • Какие стратегии Вы бы предложили для улучшения кросс-функционального взаимодействия?
  • В чем сильные стороны нашей компании в области кросс-функционального взаимодействия?

 

Научим глубже исследовать бизнес-запрос, формулировать цели и проектировать обучающее решение в формате Blended Learning на программе «Выяснение запроса и проектирование обучающего решения»!

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс» : узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на 9-месячном курсе.

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ