Что такое Кайдзен и как он работает?

 

Что такое Кайдзен: японская философия непрерывного улучшения

 

Нет такой вещи или практики, которые нельзя было бы улучшить. Каждый человек в состоянии увидеть потенциальные точки совершенствования и воплотить свои идеи в жизнь. Это – основа Кайдзен.

 

Кайзден – слово, которое можно слышать от топ-менеджеров и руководителей американских и европейских компаний последние несколько десятилетий. На базовом уровне – это разом философия и технология, родившаяся в Японии и позволившая многим всемирно известным компаниям развиваться с невероятной скоростью и эффективностью. Кайдзен – это система непрерывных улучшений рабочего процесса. Давайте основательно разберемся в теме и выясним, как эта технология применяется в бизнесе.

 

Система Кайдзен: рождение корпоративной философии

 

 

Философия Кайдзен появилась в Японии, переживавшей тяжелый экономический кризис после Второй Мировой войны. Экономика страны была разрушена, поэтому ни о каком стабильном росте и речи быть не могло. Ситуацию спас феномен японских семейных концернов, которые смогли в кратчайшие сроки добиться невероятных результатов. Одним из них была всемирно известная сегодня компания Toyota и именно в ней впервые и была применена технология Кайдзен.

 

Сегодня принципы Кайдзен применяются в ряде японских компаний (Nissan, Toyota, Sony и др.) и получили широкое распространение в Европе и США. Например, дизайн-отдел компании Google открыто пользуется этой технологией в своей работе.

 

Путь Кайдзен: принципы вечного совершенствования

 

Принципы Кайдзен предельно просты. Они сосредоточены вокруг непрекращающегося совершенствования процессов в компании, в котором задействованы абсолютно все сотрудники. Если в России, традиционно, изменения инициируются руководителем, то метод Кайдзен подразумевает, что даже рядовой сотрудник должен предлагать усовершенствования для своей части рабочего процесса.

 

 

Метод Кайдзен подразумевает соблюдение в работе ключевых правил. Исследователи насчитывают разное их количество, мы же постараемся выделить 6 главных:

  1. Клиентоцентричность
  2. Постоянные изменения
  3. Признание проблем
  4. Дисциплина
  5. Делегирование
  6. Стандартизация

 

Кайдзен как ключ к успеху

 

 

Чтобы понять, почему эта модель работает, необходимы некоторые пояснения. Вся философия Кайдзен работает как для каждого из сотрудников, так и для компании в целом. Процесс получается следующий:

ориентируясь на желания и потребности клиента, компания постоянно совершенствуется. Улучшения происходят не только в итоговом продукте, но и во внутренних процессах, процедурах, даже на отдельных рабочих местах.

 

Путь постоянного улучшения приводит к тому, что компания оказывается перманентно вовлечена в процесс изменений. И предлагают эти изменения все, кому есть, что предложить. Таким образом, ответственность за совершенствование распределяется горизонтально, а не вертикально.

 

Для того, чтобы совершенствовать рабочие процессы, необходимо признать предшествующие ошибки. Поэтому следующий принцип Кайдзен подразумевает, что в компании следует открыто говорить о любых проблемах. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает уровень мотивации сотрудников. Ведь они могут честно и открыто повлиять на то, что им не по душе.

 

Несмотря на открытость и горизонтальную ответственность, философия Кайдзен построена вокруг дисциплины. Ведь для того, чтобы компания постоянно совершенствовалась, необходимо, чтобы и люди работали совершенно. По этой причине, дисциплинированность сотрудника – главное качество в этой системе непрерывных улучшений.

 

Но путь, избранный сторонниками Кайдзен не подразумевает, что можно быть дисциплинированным в хаотичной среде. По этой причине возникает следующий принцип: делегирование. Предполагая, что человек может в совершенстве отвечать только за довольно узкую задачу, японцы поставили во главу угла необходимость четко очерчивать свои обязательства и всегда делегировать задачи, которые не требуют вашего личного участия. Каждый отвечает только за свою маленькую область.

 

В финале появляется последний принцип, краеугольный камень и основа технологии Кайдзен – стандартизация. Каким бы прекрасным не было улучшение, оно окажется бесполезным, если его нельзя воспроизводить в массовом порядке. Именно поэтому сущность Кайдзен – это рутинный подход. Любое усовершенствование должно быть в кратчайшие сроки введено в практику повсеместно. А когда будет найдено что-то более эффективное – заменено.

 

Планирование в системе Кайдзен

 

Как видите, ключ к успеху Кайдзен – это целая система правил и принципов, особая философия, ставящая на первое место совершенство труда и рабочего процесса. Введение подобной системы в компании, далекой от японской культуры требует значительных затрат времени и ресурсов. Но на выходе вы получаете компанию, которая создана для непрерывных инноваций. И, главное, эти инновации не только формулируются, но тут же внедряются в рабочий процесс.

 

С другой стороны, вы можете значительно повысить свою личную эффективность, начав использовать принципы и философию Кайдзен. Перестать опаздывать или довести ежемесячный отчет до совершенства? Непрерывные улучшения всегда начинаются с небольшой детали. 

Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».

На глубинном уровне понимать своих внешних и внутренних клиентов и развивать для них процессы, продукты и сервисы компании мы обучаем на программах «Дизайн-мышление» и «Клиентоцентричность».

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ