Нередко в профессиональном сообществе можно услышать, что некоторых тренеров характеризуют такими словами: «зажигалка», «позитивный», «заводной». Сложилась ассоциация: «энергичный = сильный, хороший тренер». И действительно, участники тренингов ожидают, что тренер будет заряжать их своей энергией.
Такое восприятие загоняет тренера в узкие рамки и навязывает установки:
«Я всегда должен быть в приподнятом настроении». «Я должен светиться оптимизмом». «Я должен излучать энергию».
Давайте вспомним, что тренер — тоже человек. У него бывает плохое самочувствие, тревожные рабочие или личные обстоятельства. Тренер может быть уставшим, переживать смену часовых поясов. В таких условиях человек часть энергии неминуемо направляет на преодоление неприятных переживаний и удержание себя в «здесь и сейчас», несмотря на происходящее «там».
Если тренер не может позволить себе и мысли, что можно хотя бы иногда НЕ БЫТЬ «энерджайзером», то ему грозит быстрое выгорание. Потому что жизнь разнообразна, случается такое, что тренинг нужно вести в моменты беспокойства и волнения.
Что же делать? Мое субъективное мнение: все зависит от того, насколько вы сейчас можете переключиться.
Если то, что вас тревожит, может подождать до кофе-брейка, обеда или окончания дня, то усилием воли настраиваемся на работу с группой. Внимательно следим за своей включенностью в деятельность.
Как только замечаем, что мысли улетают «не туда», возвращаем себя: говорим себе «стоп» или «я подумаю об этом в ближайший перерыв» и погружаемся в работу — подходим к группам, выполняющим задание, обращаем внимание на каждого участника.
Создайте себе дополнительные ограничения, чтобы нельзя было быстро залезть в мессенджер или проверить письма: отключите телефон или поставьте его на авиарежим, выйдите из приложений с почтой.
Если ситуация требует вашего контроля, и вам необходимо быть на связи, тогда нужно проговорить это с группой. Кратко, лаконично, без лишних эмоций и подробностей объясните, что в вашей жизни сложилась ситуация, которая может потребовать вашего участия, ответа на звонок или сообщение. Заверьте группу, что вы максимально включены в работу, и тренинг от этого не пострадает.
«Легализация» факта, что у вас что-то происходит, а также разрешение себе быть «не в ресурсе» — уже сами по себе значительно снижают уровень тревоги. Вам не нужно будет затрачивать силы, чтобы украдкой посмотреть в телефон, пытаться натянуто улыбаться помимо воли.
В моей практике обучающиеся всегда с пониманием относились к тому, что тренер честно говорит о своем состоянии. Конечно, не стоит злоупотреблять возможностью отвлечься и вести весь тренинг с телефоном в руках. В форс-мажорных ситуациях лучше сдвинуть начало или окончание тренинга, перенести его, найти себе замену.
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!