Тема: Стратегическое управление
Смысл семинара:
Почему в тему семинара вынесена «капитализация»? Потому что это слово, на наш взгляд, точнее всего передаёт смысл слова «зарабатывающая». Величина капитализации — это ожидаемая величина чистого дохода, который компания обещает своему владельцу в будущем, включая прибыль от профильной и непрофильной деятельности, а также от возможной продажи активов. Иными словами, величина и динамика капитализации — одна из возможных метрик благосостояния собственника и долгосрочного успеха бизнеса. По сути конкретный ответ на вопрос собственника «Сколько денег я могу привлечь со стороны под свою бизнес-идею?» или «С чем я выйду из бизнеса, когда наступит время или того потребуют обстоятельства?
Компания с высокой или хорошей, сильной капитализацией демонстрирует, что сегодня и в будущем способна устойчиво генерировать прибыль и денежный поток, достаточные как для своего развития, так и для дивидендов. Благодаря этому инвесторы (и стратегические, и портфельные) готовы вкладывать в компанию больше, веря в её будущее и в приемлемость рисков. Компания же становится более управляемой — с каждым годом требует от Вас все меньше и меньше усилий (в абсолютном выражении и, тем более, на единицу прибыли), оставляя Вам время на себя и на новые проекты.
Наращивание капитализации — собственных средств акционеров в ликвидной и необесценивающейся форме – дисциплинирует управление в плане рисков и финансовой устойчивости.
Нацеленность на будущее — отличие наращивания капитализации от «просто» максимизации годовой прибыли. Как правило, любому разумному решению — будь то повседневные операции или долгосрочные капвложения — найдется не менее разумная альтернатива. Если главной метрикой успеха, целевым стратегическим показателем вы выбираете величину и динамику капитализации, то вы тем самым задаете себе вектор — поступаем так, чтобы наилучшим образом сблизить, примирить между собой краткосрочные и долгосрочные интересы при выбранных, комфортных (или приемлемых) до себя видах и уровне рисков.
Темы семинара:
1. Концепция капитализации
- Что значит «заработать миллиард»?
- Два способа построить бизнес, чтобы «заработать миллиард»: на материальных или нематериальных активах. Какая из альтернатив привлекательнее для вас?
- Уточняем термины и формулы: капитализация, активы, прибыль, свободный денежный поток, связь между операционной и инвестиционной деятельностью
2. Оценка величины капитализации
- Читаем «западные» учебники: специфика оценки для частной компании в отсутствие фондового рынка и макроэкономической определённости
- «Справедливая» величина и «раздувание» оценки нематериальных активов: может ли ваша компания стать как Uber?
- Прибыль и свободный денежный поток: сколько все-таки денег остается в распоряжении акционера?
- Уточняем концепцию капитализации применительно к Вашему бизнесу: бизнеспортфель, жизненный цикл отрасли и бизнеса (компания на века или серийный стартап?), долгосрочные ориентиры
3. Наращивание капитализации: на что должен быть направлен взгляд с капитанского мостика компании
- Правило 1: когда прибыль должна расти быстрее активов, а когда наоборот
- Правило 2: как отделить зарабатывающие риски от рисков вредных или как использовать неопределенность для наращивания капитализации компании
- Правило 3: как выстроить мотивацию топ-менеджеров, чтобы их экономический интерес был максимально приближен к интересу главного акционера
- Дополнение: Ключевые бизнес-индикаторы, позволяющие состыковать каждодневный операционный результат с капитализацией компании.
4. Резюме: что нужно добавить в стратегию Вашей компании, чтобы она в полной мере работала на благосостояние акционеров